Госдума одобрила третий антимонопольный пакет в первом чтении

Госдума на заседании 9 сентября приняла в первом чтении третий пакет поправок к антимонопольному законодательству.

Наиболее значимой новацией законопроекта, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС), стало уточнение критериев монопольно высокой цены, а также введение условий, которым должны удовлетворять биржевые торги, чтобы ФАС признала биржевые цены конкурентными. Условия эти, согласно документу, определяет также ФАС (см. справку). Напомним, что ФАС рассматривала биржевые цены в качестве индикатора конкурентных цен до декабря прошлого года, когда биржевые цены на авиакеросин и дизельное топливо отреагировали на дефицит топлива резким ростом, существенно превысив при этом отпускные цены НПЗ. ФАС немедленно заявила, что более не рассматривает биржевые цены конкурентными, после чего вернулась к обсуждению конкурентной "формулы цены" на основе netback, а также — к разработке критериев конкурентных биржевых торгов.

Какие биржевые цены ФАС считает конкурентными

Согласно документу ФАС, биржевые цены могут считаться индикаторами конкурентной цены при соблюдении следующих условий: объем реализуемой монополистом на бирже продукции не менее уровня, установленного ФАС; сделки заключаются в ходе торгов, удовлетворяющих требованиям ФАС; приступая к торгам, монополист обязан направить бирже список аффилированных лиц в порядке, определенном ФАС; реализация товара на бирже проводится регулярно в сопоставимых объемах, а деятельность продавца не направлена на манипулирование рынком; минимальный размер лота не препятствует входу на рынок, а все внебиржевые сделки регистрируются.

Также отмечается, что при определении монопольно высокой цены "могут учитываться" биржевые и внебиржевые цены сопоставимых (в том числе зарубежных) рынков. Фактически это положение дублирует определение монопольных цен, использованное ФАС в законопроекте "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ",— монопольными не могут считаться цены, если они выше биржевых индикаторов, выше цен внебиржевого рынка и выше цен сопоставимых рынков (экспортная альтернатива на основе netback).

Эксперты положительно оценивают зафиксированный в законопроекте результат этой работы. "Требования ФАС к биржевым торгам вполне разумны, весь вопрос в том, удастся ли реализовать их на практике",— заявил директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков. Он напомнил, что сначала правительство и ФАС предоставили биржам максимальный карт-бланш, сделав ставку на саморегулирование, однако получили обратный результат: манипуляции и рост цен. Теперь выдвигаются условия, при которых правительство и ФАС готовы признать биржевые цены индикаторами конкурентной цены. "Это логичные критерии, которых в идеале биржи должны были бы достичь сами. Они этого не сделали, теперь эти критерии устанавливаются сверху",— пояснил господин Строков.

Что же касается методики определения монопольной цены путем сопоставления трех индикаторов — биржевых цен, цен внебиржевого рынка и цен зарубежных сопоставимых рынков, то, по словам эксперта, ФАС в данном случае борется не столько с монополизмом, сколько с его проявлениями. "Если биржа удовлетворяет требованиям ФАС и биржевые цены признаются конкурентными, но не соответствуют ценам, по которым заключаются прямые договоры, то у ФАС появляются основания задать компаниям дополнительные вопросы",— пояснил аналитик, отметив, что аналогичные вопросы возникнут и в случае роста внутренних цен на фоне падения мировых. "Деление рынка на сегменты с разными ценами — это классическое проявление монополизма, с которым ФАС пытается бороться",— объясняет эксперт. В нефтяных компаниях вчера отказались комментировать предложения ФАС.

Третий антимонопольный пакет предполагает также распространение антимонопольного контроля ФАС на сделки, заключенные за пределами РФ, а также уточняет определения "согласованные действия", "группа лиц", расширяет определение картеля. Законопроект также переносит из закона "О торговле" в закон "О защите конкуренции" спорный запрет на навязывание контрагенту невыгодных условий договора. Одним из послаблений третьего пакета является повышение порога сделок, подлежащих антимонопольному контролю, а также выведение из-под уголовного преследования "согласованных действий", в ст. 178 УК останутся только препятствующие развитию конкуренции "соглашения".

Как пояснили в Госдуме, дата второго чтения пока не определена, к документу у депутатов было много вопросов — не исключено, что работа над поправками потребует времени.

Комментарии
Конфереция