Сергей Иванов предложил ликвидировать диспаритет топливных цен в европейской части РФ и на Дальнем Востоке

Вице-премьер Сергей Иванов намерен обсудить с вице-премьером Игорем Сечиным меры по ликвидации диспаритета цен на бензин и авиакеросин в различных регионах страны. Об этом он заявил в ходе видеоконференции с премьером Владимиром Путиным, посвященной проблемам развития автодорожной сети Дальнего Востока. Отметив, что розничные цены на бензин на Дальнем Востоке на шесть рублей за литр превышают цены в Европейской России, вице-премьер назвал такой уровень цен «неадекватным». «Я с Игорем Ивановичем Сечиным подумаю, что можно дополнительно сделать в этом направлении для того, чтобы не было такого диспарирета в одной стране на один и тот же продукт»,— заявил господин Иванов. Владимир Путин поддержал предложение обсудить топливные цены, отметив, что высокие цены, «как правило, результат монополизма в регионе».

Заявление Сергея Иванова и реакция премьера озадачили экспертов. Как пояснил директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, «диспаритет» цен в различных регионах страны обусловлен прежде всего логистикой, а не монополизацией рынка. «У нас большая страна и нефтеперерабатывающие заводы, как и объекты нефтепродуктообеспечения, распределены по ней неравномерно, поэтому логистические составляющие существенно отличаются по различным регионам».

Несмотря на то что эксперты отказались комментировать возможные механизмы выравнивания розничных цен на топливо в российских регионах, вариантов по большому счету всего два: либо предоставление работающим в сложных регионах компаниям различных льгот, снижающих фискальную нагрузку, либо госрегулирование цен. Так как предоставление подобных преференций и адресных льгот прямо запрещено налоговым и антимонопольным законодательством, в арсенале правительства остается только прямое госрегулирование цен.

Напомним, что правительство уже имеет негативный опыт госрегулирования цен на топливо — февральская «рекомендация» премьера снизить розничные цены к апрелю привела в отдельных регионах к дефициту бензина. Справиться с кризисом правительству удалось за счет комплекса мер, главной из которых стала либерализация цен. Сегодня нефтепродукты на внутреннем рынке реализуются со значительной премией по сравнению с экспортной альтернативой, при этом у Федеральной антимонопольной службы нет претензий к компаниям, хотя до сих пор ФАС считала цену на топливо монопольно высокой, если она превышала цену netback (мировая цена минус пошлины и транспорт).

Если Белый дом вернется к идее госрегулирования цен на топливо в той или иной форме, то, разумеется, многое будет зависеть от уровня цен, который сочтут в правительстве «адекватным». Но в любом случае попытка выравнять цены на один и тот же продукт в регионах с разными логистическими затратами поставит нефтяные компании перед необходимостью перекрестного субсидирования (когда убытки компании в одном регионе будут компенсироваться прибылью в другом). В проблемных регионах это будет равнозначно установлению монопольно низких цен, что приведет к выдавливанию с рынка независимых компаний и дальнейшей монополизации рынка с последующим неизбежным ростом цен через дефицит. Вряд ли правительство поддержит предложения Сергея Иванова по выравниванию цен, если они будут сопровождаться такими «побочными эффектами».

 

Комментарии
Конфереция