Ставка акциза равна 5663 руб. минус коэффициент 49,7, умноженный на разность: мировая цена в долларах США минус $90. Таким образом, при росте мировых цен на нефть с $90 до $120 за баррель ставка акциза опустится на 1,5 тыс. руб. и составит 4172 руб. за тонну. Ставка экспортной пошлины на нефтепродукты при этом вырастет с $206 до $293 за тонну (при действующем режиме "60-66"). При снижении нефтяных цен ниже $90 за баррель акциз будет расти, а при росте цен свыше $215 за баррель станет отрицательным.
Законопроект содержит также базовые ставки акцизов и коэффициенты для бензинов и дизельного топлива других экологических классов. Для бензина класса "Евро-2" и ниже базовая ставка составит 6550 руб. за тонну, коэффициент — 57,47, для классов "Евро-4" и "Евро-5" базовая ставка — 4595 руб., коэффициент — 40,32. ФАС также предлагает отказаться от запланированного правительством повышения акцизов на топливо в 2012 и 2013 годах, заменив их ежегодной индексацией в размере 90% от инфляции. "Целью законопроекта является снижение влияния роста мировых цен на ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня",— поясняют в ФАС.
Отметим, что презентация ФАС свидетельствует о неудаче попытки службы выработать согласованную позицию по акцизам с Минэнерго и Минфином. Минэнерго еще в июне заявило о намерении добиться дифференциации акцизов в зависимости от экологического класса, чтобы стимулировать компании к увеличению глубины переработки. Сегодня акциз на высокооктановый бензин "Евро-3" составляет 5,6 тыс., а на "Евро-2" — 5,9 тыс. руб. за тонну. Минэнерго предлагает снизить акциз на "Евро-3" до 5 тыс., а на "Евро-2" поднять до 7 тыс. руб. за тонну. При этом Минэнерго не отказывается от идеи повышения акцизов в 2012 и 2013 годах. В начале августа Анатолий Голомолзин заявил, что Минэнерго поддерживает ФАС в вопросе дифференциации акцизов, и выразил надежду, что ведомствам удастся выработать единые предложения, совместив привязку акцизов к мировым ценам на нефть и экологическому классу.
В конце прошлой недели Минэнерго направило свои предложения по акцизам в правительство без учета предложений ФАС. В значительной степени это было обусловлено возражениями Минфина, который указывал на сложность администрирования ежемесячно меняющихся ставок акциза. Ответом ФАС и стала публикация презентации, содержащей критику введенного налогового режима "60-66" с предупреждением, что без поправок антимонопольной службы новый налоговый режим обернется ростом цен.
Впрочем, аргументация ФАС выглядит неубедительно.
Во-первых, налоговый режим "60-66" не повышает, а снижает налоговую нагрузку на большинство нефтяных компаний. Во-вторых, новый налоговый режим предусматривает сохранение "антикризисной" повышенной экспортной пошлины на бензин в размере 90% от нефтяной, то есть роста цены netback опасаться не следует.
Что же касается возможного увеличения экспорта нефти в ущерб нефтепереработке внутри страны, то до апрельского бензинового кризиса компании вынуждала к подобным действиям именно ФАС: требования службы снизить розничные цены под угрозой оборотных штрафов повышали риски на внутреннем рынке и снижали его привлекательность для компаний.