Топливный кризис в Свердловской области может закончиться вытеснением независимых АЗС

Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Геннадий Маренков, на данный момент удалось нормализовать ситуацию с доставкой бензина на оптовые базы и АЗС области.

Напомним, проблемы с выгрузкой цистерн с нефтепродуктами, поставляемыми для ОАО «Газпромнефть-Урал», возникла 12 августа. Тогда, по заявлению СвЖД, на станциях дороги в ожидании выгрузки находилось более 120 цистерн и 220 следовали в поездах. Причиной невыгрузки цистерн было отсутствие емкости под нефтепродукты. СвЖД обратилась с заявлением к руководству региона и ОАО «Газпромнефть-Урал» с просьбой принять меры по организации нефтебазами круглосуточной выгрузки вагонов, «в целях недопущения возникновения дефицита в регионе и повышения цен на нефтепродукты». «Сейчас дефицита топлива ожидать не стоит, ситуация, возникшая в результате сбоя своевременного подхода цистерн, нормализовалась», — отметил господин Маренков. В пресс-службе СвЖД вчера подтвердили, что получили ответную реакцию от ОАО «Газпромнефть-Урал» на свое заявление. «Если, по состоянию на 12 августа, на станциях дороги в ожидании выгрузки находилось более 120 цистерн, то на сегодня это число сократилось до 35», — уточнила начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций СвЖД Оксана Буторова.

В ОАО «Газпромнефть-Урал» вчера на запрос не ответили. Впрочем, участники рынка, знакомые с позицией нефтяной компании, предположили, что сложившаяся ситуация с выгрузкой вагонов — результат «бензинового дефицита» июля. Тогда на заправках компании в Свердловской области возник дефицит бензина марки Аи-92, и региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства заявило, что сбои в поставках произошли из-за задержек цистерн на железной дороге. «Это последствия ситуации, произошедшей в июле, тогда проблемы с поставками топлива возникли не только у ОАО «Газпромнефть-Урал», но и «Лукойл-Пермнефтепродукт», других поставщиков топлива. Железная дорога наладила поставки, но цистерны скопились, их не успевали разгружать, поскольку нефтебазы рассчитаны на определенный уровень загрузки», — пояснил участник рынка. В настоящее время отгрузка НПЗ из Омска идет в обычном порядке. Но штатный режим поставок на оптовые нефтебазы еще не восстановлен.

ОАО «Газпромнефть-Урал» — одно из крупнейших сбытовых предприятий компании «Газпром нефть», включающее сеть из 141 АЗС и 11 нефтебаз, расположенных в крупных городах Свердловской области. На сегодняшний день в области насчитывается 512 коммерческих АЗС. В том числе 141 АЗС, которые принадлежат предприятию «Газпромнефть-Урал», 61 АЗС принадлежит основному конкуренту компании на территории Свердловской области — ООО «Лукойл-Пермьнефтепродукт».

Несмотря на нормализацию ситуации, независимые участники рынка, которым ОАО «Газпромнефть-Урал» поставляет нефтепродукты, испытывают дефицит топлива. Директор ООО «Невьянск-сервис» Игорь Борисов, предприятие которого арендует две заправки в Свердловской области, рассказал, что вынужден поднять цены на бензин. «ОАО «Газпромнефть-Урал» поставляет нам бензин через посредника. С начала июля у нас проблемы с поставками бензина, мы испытываем дефицит топлива. Иногда заправки простаивают по три-четыре дня. К тому же у ОАО «Газпромнефть-Урал» в несколько раз выросли оптовые цены, поэтому неделю назад мы были вынуждены поднять цены на все виды топлива», — пояснил господин Борисов.

Аналитик инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук считает, что падение маржи для участников рынка может привести к сокращению числа независимых АЗС. «Наверняка будут продажи мелких АЗС на фоне падения маржи на розничном рынке нефтяных компаний, потерпевших убытки», — считает эксперт. С ним частично согласен директор екатеринбургского филиала брокерского дома «Открытие» Виктор Немихин. «Отсутствие либо чрезмерное количество вагонов, является косвенной причиной сокращения независимых АЗС. Главное же почему может сократиться число АЗС, — это аффилированность оптовых нефтяных баз с крупными компаниями», — отметил господин Немихин.

Комментарии
Конфереция