«Роснефть» теряет свои позиции на топливном рынке Монголии

«Роснефть», которой вместе с активами ЮКОСа досталось право почти монопольного обеспечения топливом Монголии, в этом году теряет свои позиции. Ее доля могла сократиться до 70%, а позиции постепенно занимают другие российские нефтяные компании, в первую очередь ТНК-ВР. Источник на нефтяном рынке утверждает, что доля «Роснефти» в Монголии существенно сократилась. «Возможно, речь идет о падении с 90 до 70%. При этом потребление топлива в стране растет», — говорит он. Однако представитель «Роснефти» отмечает, что физический объем продаж компанией топлива в Монголию увеличился. Так, в первом полугодии экспорт нефтепродуктов составил 365 тыс. т против 340 тыс. т за тот же период прошлого года. В 2011 году на монгольский рынок нефтепродуктов вышли ТНК-ВР и «Газпром нефть»: в феврале компании подписали с правительственным агентством по делам нефти Монголии меморандумы, касающиеся поставок топлива. Представитель ТНК-ВР сообщил, что с начала года компания продала 71,5 тыс. т нефтепродуктов (65 тыс. т дизтоплива и 6,5 тыс. т бензина). «ТНК-ВР рассматривает нефтепродуктовый рынок Монголии как один из самых перспективных», — отметил он. В «Газпром нефти» пояснили, что соглашение касается исключительно битумов, смазочных материалов и нефтехимии. Однако объемы продаж раскрывать не стали. Нефтепродукты в Монголию поставляет и Уфимский НПЗ, принадлежащий «Башнефти». В компании воздержались от комментариев. Последние несколько лет Монголия потребляла около 800 тыс. т нефтепродуктов в год. До своего развала основным их поставщиком в страну был ЮКОС, ввозивший продукцию со своих Ангарского и Ачинского НПЗ. После банкротства нефтекомпании эти заводы приобрела «Роснефть». Сейчас в республике около 1500 АЗС, но нет НПЗ. Российские компании топливо в розницу не продают. Хотя еще в 2008 году «Роснефть» пыталась войти на розничный рынок и предложила зафиксировать оптовые цены на топливо в обмен на разрешение приобрести 100 заправок. Тогда же был принят закон, ограничивающий долю иностранного инвестора в этом сегменте рынка в 10% (затем доля была увеличена до 30%). Но «Роснефть» так и не смогла купить заправки. Ее представитель сказал, что у госкомпании пока не стоит в планах приобретение сети АЗС в республике. Директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков уточняет, что с середины года «Роснефть», оставаясь монополистом по поставкам бензина, начала снижать продажи дизельного топлива. «Госкомпания, видимо, связана жесткими обязательствами по контрактам. Как только заградительные пошлины на экспорт бензина из России (введены с мая) будут отменены, монополизм «Роснефти» в этом сегменте будет преодолен», — полагает он. Напомним, из-за топливного кризиса в России весной начались перебои с поставкой бензина и дизтоплива в Монголию, и президенту страны Цахиагийну Элбэгдоржу пришлось просить содействия в решении этого вопроса у российских властей. Исторически сложилось, что вначале ЮКОС, а затем «Роснефть» являлись основными поставщиками топлива в эту страну, отмечает начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. «Монголию давно беспокоила такая зависимость от одной компании и отсутствие собственных заводов, поэтому они в феврале подписали меморандумы с другими российскими ВИНК. Когда на рынок приходит новый игрок, стабилизируются поставки, появляется конкуренция и у покупателя есть возможность торговаться», — говорит он.
Комментарии
Конфереция