С начала 2011 года цены на нефтепродукты выросли на розничном рынке на 7%, на мелкооптовом - на 14%, спотовом - на 13%

Рост цен на бензин опередил годовой прогноз по инфляции. Власти предпочитают не вмешиваться, хотя в начале года они фактически взяли под контроль ценообразование на неф­тепродукты. Отпустить цены пришлось весной из-за возникшего дефицита, причиной которого были не только предпринятые меры правительства, но и нерасторопность некоторых компаний по модернизации своих заводов. В текущем году рынок топлива окончательно перешел на ручное управление. На это указывают данные изменения цен на бензин и дизельное топливо с начала года в зависимости от мер, принимаемых российским правительством (см. графики). Примечательно, что изменение цен на розничном рынке Украины, зависящей от российской нефти, показывает совсем иную динамику.

С начала 2011 года цены на нефтепродукты  выросли на розничном рынке на 7%, на мелкооптовом — на 14%, спотовом — на 13%

Резкий рост цен на российское топливо произошел в конце прошлого года и продолжился в январе. 9 февраля на совещании по ТЭК премьер-министр Владимир Путин раскритиковал компании за такую ценовую политику и потребовал умерить аппетиты. Нефтяники в тот же день начали менять ценники на заправках. Бензин постепенно дешевел, в то время как мировые цены на нефть росли.

В результате компаниям стало выгоднее экспортировать топливо. Помимо этого ВИНК ограничили продажу топлива независимым операторам, которым приходилось работать либо себе в убыток, либо закрывать бизнес. Впрочем, своей вины в бензиновом кризисе государство не видело. «Дело не в дефиците, дело в сговоре», — говорил в апреле Путин. Понимая, что больше сдерживать цены нельзя, нефтяникам дали возможность повышать стоимость нефтепродуктов.

С начала года топливо подорожало уже на 7% на розничном рынке, на мелкооптовом — на 14% и спотовом — на 13%, говорит директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков. По его мнению, если бы некоторыми компаниями не был сорван процесс перехода на новый техрегламент и не было введено ручное регулирование, годовой рост цен вряд ли вышел бы за рамки инфляции (прогноз на текущий год 6—8%).

Надеяться на традиционное снижение цен осенью не стоит. «Рынку необходимо наверстать упущенное. Кроме того, нет запасов топлива, которые бы обеспечили рынку сбалансированность. Максимум, что мы увидим, — это процесс накопления топлива, но не снижения цен. И маловероятно, что государство в этот раз будет вмешиваться», — говорит он.

Комментарии
Конфереция