«Розничная сеть АЗС Салават» (актив «Газпром нефтехим Салавата») дошла до президиума Высшего арбитражного суда России, чтобы отбиться от претензий администрации Ижевска. Компания просит признать недействительным выставленное в апреле прошлого года мэрией предписание о демонтаже стел возле трех автозаправочных комплексов в Ижевске. Как следует из материалов арбитражного суда, на стелах была размещена информация о видах топлива и его цене, логотип оператора и слоган: «Евро-4. Сделано в Башкортостане». В мэрии сочли конструкцию рекламной, поскольку оператор на щите якобы подчеркнул преимущества своего товара по сравнению с топливом иных стандартов, которое реализуют другие игроки. А поскольку конструкция не была зарегистрирована как рекламная, власти предписали ее демонтировать.
Оператор обратился в суд с требованием признать претензии мэрии необоснованными.
ООО «Розничная сеть АЗС Салават» реализует нефтепродукты производства «Газпром нефтехим Салавата». Сеть насчитывает 56 заправок в десяти населенных пунктах Башкирии, а также в Удмуртии (в том числе 18 АЗС в Ижевске) и Оренбурге. В прошлом году розница расширилась за счет приобретения 19 АЗС в Удмуртии у ГК «Комос Групп».
Арбитражный суд Удмуртии в августе прошлого года отказался удовлетворить требования башкирского оператора, установив, что информация на щитах носит «комплексный характер» и «имеет признаки рекламы». Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в октябре прошлого года, а затем и арбитраж Уральского округа (в феврале текущего года) оставили данное решение в силе. Не было учтено на процессе и заявление оператора о том, что подлежащие демонтажу конструкции находятся у него в аренде, а собственником является ООО «АЗС-Сервис», которому, по сути, должны выставляться требования мэрии.
Вчера в управлении по наружной рекламе мэрии Ижевска пояснили, что аналогичные «АЗС Салават» предписания были внесены и другим розничным операторам, работающим в городе, в том числе ЛУКОЙЛу и «Башнефти», а также автодилерам, возле салонов которых были установлены стелы с фирменными логотипами. В нефтяных компаниях вчера действия ижевских властей не комментировали. В пресс-службе «Башнефти» подчеркнули лишь, что стенды ее розничной сети «не содержат рекламных объявлений». В мэрии Ижевска уточнили, что только «АЗС Салават» обратилась в суд, а другие операторы «предписания просто не исполнили». Продолжит ли администрация города добиваться исполнения своих требований, чиновники сказать затруднились.
В ижевском филиале «АЗС Салават» вчера ход разбирательства официально не комментировали. Источник, близкий к компании, пояснил, что удовлетворение требований мэрии не стоило бы компании больших средств, но «важен принцип». «Согласование конструкции займет время и обойдется в зависимости от сложности около 50 тыс. руб., а сама плата за них небольшая — около 5 тыс. руб. в год»,— пояснил он.
Иск оператора передан в президиум ВАС — судебная коллегия констатировала, что при рассмотрении аналогичных дел на уровне федеральных окружных судов не сложилось «единобразного» толкования закона. Так, например, ижевскому дилеру «Автоцентр-Комос» удалось добиться признания претензий мэрии в арбитраже недействительными.
Пресс-секретарь «Розничной сети АЗС Салават» Елена Холманская вчера назвала требования мэрии Ижевска «беспрецедентными», уточнив, что ни в одном другом муниципалитете компания с аналогичными претензиями не сталкивалась.
Между тем, мэрия Уфы, недавно дополнившая перечень рекламных конструкций асфальтом и скамейками, также рассматривала вариант включения в него щитов на АЗС. Вчера в управлении дизайна и наружной рекламы городской администрации пояснили, что этот вопрос в мэрии обсуждается. Однако, по словам начальника отдела оформления разрешительной документации управления Татьяны Кожевниковой, пока в городе решили сохранить за щитами на АЗС статус информационных указателей. Она обосновала эту позицию итогами «изучения судебной практики». «Хотя вопрос, признаюсь, до сих пор спорный»,— добавила госпожа Кожевникова.