Казахстанский парадокс на рынке ГСМ: розничная цена должна быть ниже оптовой

Алматы. 20 июля. КазТАГ - Сауле Калиева. Вот уже почти полгода в Казахстане не кончается кризис на рынке ГСМ. Мелкие торговцы со своими АЗС говорят о том, что работают себе в убыток, продавая бензин и дизель по ценам ниже рыночных. Весь парадокс в том, что государство обязывает их покупать бензин у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) условно по Т3, а продавать его уже по Т1 и тем самым покрывать расходы из собственного кармана. Мелкие торговцы ГСМ уже много раз обращались к правительству и его уполномоченному органу по рынку нефтепродуктов – министерству нефти и газа - с просьбой урегулировать данный вопрос. Однако воз и ныне там. Чуть больше недели назад правительство разразилось громом в отношении одной из крупных компаний на рынке ГСМ – “Гелиос” - и пригрозило наказать ее за повышение цен на самый востребованный бензин АИ-92 со Т102 до Т113 в некоторых регионах страны. “Предельная цена на АИ-92-93 как была 102 тенге, так она и остается. И компания “Гелиос” повысила (цены – КазТАГ), но меры будут приняты”, - прокомментировал этот факт министр нефти и газа Сауат Мынбаев. Уже на следующий день компания “Гелиос” в доступной форме пояснила общественности, что она не может продавать ГСМ себе в убыток, и тем самым подтвердила более ранние заявления по этому поводу мелких реализаторов ГСМ. ТОО “Гелиос” уведомила о том, что с 9 июля 2011 года на АЗС сети повысились цены на топливо в регионах, где компания не состоит в реестре монополистов и не регулируется со стороны АРЕМ. Согласно сообщению, необходимость этих мер обусловлена тем, что оптовые цены на топливо превысили розничные. Так, оптовая цена на бензин АИ-92 составляет Т99-105 за 1 л, на бензин АИ-80 – Т84-95 за 1 л, дизельное топливо – Т87-95 за 1 л. В то же время предельные цены на ГСМ, установленные с 1 июля 2011 года, составляют: АИ-92 - Т102, АИ-80 - Т84, дизельное топливо - Т87. Таким образом, как выяснилось, в Казахстане практика на рынке ГСМ такова: розничные цены регулируются государством, а оптовые цены – нет. Могли ли не знать об этом уважаемые чиновники из министерства нефти и газа, АРЕМ и АЗК, в акиматах всех областей, где произошел рост? Думаем, что, конечно же, они об этом знали. Смогли бы эти чиновники навязать магазинам, где продают хлеб, к примеру, брать булку с хлебозавода по 40 тенге и продавать ее по 30 тенге? Нет. Полагаем, что эти чиновники в тот же день оказались бы без куска хлеба и, наверное, без работы. По информации владельцев мелких АЗС в Алматы, которую они озвучивали на пресс-конференциях, ситуация такова: принудительное сдерживание цен со стороны правительства на продажу бензина и дизтоплива ведет к тому, что они вынуждены приостанавливать работу или закрывать свои заправки из-за нерентабельности. Когда разница между оптовой и розничной ценой не то чтобы 1-2 тенге, и им еще приходится платить из собственного кармана, ни у кого не возникает интереса заниматься таким благотворительным бизнесом. Ситуация в регионах страны аналогична алматинской. По данным региональных СМИ, многие мелкие игроки на рынке ГСМ закрывают свой бизнес. Например, в костанайской “Нашей газете” жалуются на несправедливость бензиновой политики страны не только мелкие участники рынка ГСМ, но и локальные крупные игроки, такие как ТОО “Иволга-Холдинг”, у которого по области 7 нефтебаз и 54 АЗС. “Цена розницы абсолютно непроходная, - говорит менеджер по реализации топлива ТОО “Иволга-Холдинг” Сергей Белоцерковский. - Мы сейчас работаем за счет старых запасов российского бензина, которые нам достались по прежней цене. А дальше нужно договариваться о цене, чтобы была прибыль”. По словам С. Белоцерковского, Россия подняла цену и этим ограничила поставки. Павлодарский НПЗ стоит на ремонте, Атырауский предлагает оптом АИ-92 по Т100 за 1 л. Но с учетом затрат на доставку, обслуживание АЗС и в расчете на прибыль в Костанае она как минимум поднимется на Т5. “Сейчас нет смысла и оптом продавать бензин, потому что в розницу он не продается из-за большой разницы в цене. Получается замкнутый круг. По нашим прогнозам, на рынке ГСМ будет ощущаться серьезный дефицит бензина, неминуемо и закрытие мелких АЗС”, - отмечает С. Белоцерковский. Агентство КазТАГ давно отслеживает тему ГСМ, поскольку скачок цен на топливо или его дефицит сразу сказывается на всех отраслях экономики Казахстана. Как показывает анализ нашего агентства, вся беда в том, что государство не может четко наладить работу с внутренними поставками нефти на казахстанские НПЗ и таким образом каждый год в Казахстане возникают проблемы с наличием бензина и ростом цен. А между тем из-за этого, как всегда, терпят убытки простые казахстанцы…
Комментарии
Конфереция