В России сохраняется дефицит топлива

Независимые владельцы АЗС обратились к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию Не успели власти договориться с нефтяниками о стабилизации топливного рынка и модернизации заводов, как тревогу забили независимые владельцы заправок. В понедельник они даже написали обращение к премьер-министру Владимиру Путину. — Пишем, что ситуация критическая и просим вмешаться, — заявил «Известиям» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Пока крупные компании в первую очередь стремятся обеспечивать топливом свои торговые сети. И обороты на биржах падают. По словам президента «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олега Ашихмина, письмо получило одобрение всех членов Российского топливного союза. «У нас в стране 65% АЗС принадлежит независимым трейдерам, в Петербурге их — 45%. Они покупают топливо у нефтяных компаний. В этом году сложилась ситуация, когда внутренний рынок не обеспечивается нужным количеством топлива. НПЗ либо поставляют топливо на свои АЗС, либо продают его чуть ли не дороже розницы», — отмечает Ашихмин. В правительстве о письме Российского топливного союза пока не слышали. «У Владимира Путина было совещание две недели назад в Киришах и владельцы всех основных нефтеперерабатывающих мощностей там присутствовали. И никто фразу «отрасль погибает» не сказал. Мы исходим из этого. У всех была возможность сказать как она погибает, почему она погибает, в связи с чем она погибает. Но звучали иные оценки и были приняты другие решения», - заявил «Известиям» пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков. Перебои с бензином начались на заправках в конце апреля — сначала в Алтайском крае, а потом и во многих других регионах, и даже в Московской области. К тому же на АЗС начали резко расти цены. Тогда на совещании в Министерстве энергетики нефтяники обязались в течение мая прекратить поставки бензина за рубеж. А правительство с 1 мая на 40% повысило на него экспортную пошлину. После этого ситуация выправилась, но напряженность с поставками топлива сохраняется до сих пор. — Процесс пошел, но стабильности нет. Любой объем поставок согласуется с Москвой. Доход у владельцев независимых АЗС от торговли нулевой. На сегодня максимальная маржа составляет 2 рубля (8% в цене Аи-92. — «Известия»), — рассказывает президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Выходит, что, несмотря на все усилия правительства, одновременно устранить дефицит топлива и остановить рост цен на заправках никак не удается. Как отмечают в Российском топливном союзе, ситуация c дефицитом топлива особо не исправилась. Нефтяники не могут производить нужное количество бензина экологического класса «Евро-3», а продажа топлива «Евро-2» запрещена с 1 января 2011 года. Что-то изменится только после того, как будет официально отменен этот запрет. Все предварительные шаги для этого уже сделаны: правительство пообещало отсрочить введение Технического регламента по нефтепродуктам для 12 нефтегазовых компаний, подписавших соглашение с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом о модернизации своих заводов. То есть бензин марки «Евро-2» будет снова легализован на российском рынке. Действовать разрешение будет до вступления в силу Техрегламента Таможенного союза, то есть минимум до марта 2012 года. Отмена запрета на «Евро-2» сильно разрядит ситуацию, говорит Юрий Матвейко. «Но тут многое зависит от величины экспортной пошлины — если ее снизят, то топливо опять уедет за рубеж», — добавляет он. Пошлина на экспортируемый бензин останется высокой, пообещала министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина несколько дней назад. Сейчас экспортируются лишь небольшие объемы топлива класса «Евро-2», рассказали «Известиям» в «Роснефти». Идет оно в те страны, где его продажа разрешена, например Казахстан и Белоруссию. «Речь идет не о сокращении поставок за рубеж, а о том, что тогда выпуск топлива легко можно нарастить», — говорят в компании. Уже три месяца цены на бензин подрастают каждую неделю. Если считать с начала года, то самый популярный бензин Аи-92 подорожал на заправках почти на 1,8 рубля за литр, а дизельное топливо — на 70 копеек. С этого уровня цены уже не опустятся. «Цена на нефть подбирается к $120 за баррель. От нее рассчитывается и уровень таможенной пошлины», — говорит Григорий Сергиенко. — Если все будет сделано правильно, то к середине августа наступит стабилизация, которая продлится минимум квартал. Так что осень мы перевалим. Сейчас мы заткнем очередную дыру. Но надо еще сделать что-то системно. В плановом хозяйстве нет ничего плохого, если это не прямая директива. Нигде государство совсем не участвует в рынке нефтепродуктов. И если мы хотим иметь рынок, это не значит, что там не будет присутствовать государство. Это слишком важная часть экономики. Регулярный дефицит солярки зимой и бензина летом — это слишком для страны, претендующей на ведущие роли в нефтяном мире, — полагает директор по развитию информационного центра «Кортес» Павел Строков. Как рассказал «Известиям» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в понедельник вечером экспертный совет при Минпромторге одобрил проект постановления правительства о внесении поправок в Техрегламент. Оборот топлива стандарта «Евро-2» -будет будет продлён до конца 2012 года, говорит Аркуша. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 сентября.
Комментарии
Конфереция