Топливный дефицит возвращается?

/Личные Деньги/ от 20.07.11 Эксперты бьют тревогу: на топливном рынке вновь появились признаки дефицита. А ведь совсем недавно Министерство энергетики РФ пообещало, что дефицита нефтепродуктов на территории нашей страны в будущем не будет. В правительстве решили, что для недопущения топливного кризиса в России, подобного тому, что случился весной этого года, будет создан специальный резерв топлива. Однако нефтяная компания "Роснефть" считает, что к возникновению нового дефицита на рынке нефтепродуктов может привести снижение цен на топливо. Снижение цен на топливо, на котором настаивают в Федеральной антимонопольной службе, может привести к возникновению дефицита на рынке нефтепродуктов, предупреждают в "Роснефти". Стабилизировать ситуацию, по мнению нефтяников, может стимулирование насыщения отечественного рынка топливом за счет увеличения производственных мощностей и внесения поправок в Технический регламент. Свои предложения представители российской нефтяной компании изложили в письме, направленном в ФАС. Днем ранее в ИАЦ "Кортес" заявили о том, что на рынке уже начали ощущаться первые признаки бензинового дефицита. Нефтяная компания "Роснефть" направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо, в котором говорится, что снижение цен на топливо, на котором настаивает ведомство, может привести к возникновению дефицита на рынке нефтепродуктов. Об этом Агентству нефтяной информации (АНИ) сообщил источник в самом ведомстве. В своем письме "Роснефть", в частности, отмечает, что в настоящий момент на рынке нефтепродуктов РФ сохраняется существенный недостаток предложения высокооктановых бензинов. При этом в компании подчеркивается, что даже в условиях дефицита цена "Роснефти" на "народные" марки топлива (автобензин Аи-92 и дизтопливо) значительно ниже цен основных компаний-конкурентов. "Роснефть" уверяет, что оптовые цены минимальны и не позволяют покрыть потерь компании. Кроме того, за период май-июнь оптовые цены "Роснефти" продолжали снижаться, констатируют в компании. Так, дизельное топливо Ангарской НХК снизилось на 1370 руб./т, авиационное топливо Ачинского НПЗ и Ангарской НХК подешевело на 1070 руб./т. Вместе с тем, компания считает, что в сложившихся ценовых условиях ее продукт является наиболее привлекательным для потребителей, в результате чего в мае был зафиксирован резкий рост объемов розничных продаж - на 32,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Таким образом, дальнейшее снижение цен "Роснефтью" может вызвать еще большее увеличение региональных продаж и вымыванию автобензина с рынка, подытоживают представители "Роснефти". "Это может привести к ажиотажному спросу, раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению бензина с рынка", - отмечает НК. Единственной мерой стабилизации в сложившейся ситуации "Роснефть" считает стимулирование насыщения отечественного рынка топливом, что возможно только за счет увеличения производственных мощностей и внесения поправок в Технический регламент в части продления срока обращения топлива класса 2, начиная с сентября 2011 года. Между тем, накануне был обнародован обзор ИАЦ "Кортес", в котором отмечается, что на рынке снова ощущаются признаки дефицита бензина. В документе, в частности, говорится, что на спотовом рынке России за прошедшую неделю подорожали высокооктановые бензины. По данным "Кортес", цена спотового рынка на Регуляр-92 в целом по России увеличилась на 490 руб. за тонну и составила 29,067 тыс. руб., Премиум-95 - на 333 руб./т, до 29,922 тыс. руб. Наибольший рост был отмечен в Центральном федеральном округе - на 1300 и 967 руб./т, соответственно, и топливо там стоило дороже всего - 31,383 тыс. руб. и 31,95 тыс. руб./т. На мелкооптовом рынке Регуляр-92 вырос в цене на 119 руб./т - до 31,296 тыс. руб., Премиум-95 - на 127 руб./т, до 32,861 тыс. руб. При этом заметнее всего бензин подорожал в Южном федеральном округе - на 320 руб./т (до 31,47 тыс. руб.) и 400 руб./т (32,52 тыс. руб.), а в Уральском федеральном округе топливо даже подешевело на 346 руб./т (29,963 тыс. руб.). По самым высоким ценам бензин продавался в Дальневосточном федеральном округе - 34,902 тыс. руб./т и 35,9 тыс. руб./т, соответственно. В розничном сегменты бензиновые цены практически не изменились, говорится в обзоре. Так, регуляр-92 продавался по 25,51 руб./л (рост на 0,09 руб.), Премиум-95 - 27,23 руб./л (+0,07 руб.). Самый дорогой бензин продавался в ДФО - 28,52 руб./л и 29,84 руб./л, соответственно. "На спотовом рынке предложений автобензина мало. ВИНКи реализуют топливо в основном в розницу и с нефтебаз. На биржах снова проскакивают "адресные" сделки. Все это - верные признаки очередного витка дефицита на рынке высокооктанового бензина", - пишет "Кортес" со ссылкой на трейдера. Представитель одной из ВИНК добавил, что по его оценкам "недопоставки высокооктанового бензина на рынок России составляют 100- 150 тыс. т/месяц". Дизельное топливо также подорожало на спотовом рынке России на фоне роста netback, но спрос на продукт был невысоким. Средняя цена выросла на 525 руб./т - до 22,466 тыс. руб. ДФО здесь также стал лидером: топливо подорожало на 1350 руб./т - до 25,4 тыс. руб. На мелкооптовом рынке цена выросла в среднем всего на 7 руб./т - до 25,165 тыс. руб. Наибольший рост был отмечен в Приволжском федеральном округе - на 177 руб./т (до 24,32 тыс. руб.), в ЮФО топливо подешевело на 420 руб./т (24,74 тыс. руб.). Самое дорогое ДТ продавалось в ДФО - 31,193 тыс. руб./т. В рознице цена осталась на уровне 24,8 руб./л. Средняя по России цена топочного мазута на прошлой неделе практически не изменилась. Напомним, что жители около десятка регионов РФ столкнулись с дефицитом нефтепродуктов весной 2011 года. Некоторые автозаправки были закрыты, а на тех, что работали, отмечалась нехватка бензина. ФАС заподозрила крупнейшие российские нефтяные компании в картельном сговоре. Нефтяники пытались оправдаться тем, что в начале 2011 года в России было введено государственное регулирование цен на бензин, в результате чего крупные НК поспешили снизить на своих заправках розничные цены на бензин, но продолжали держать оптовые цены на том же высоком уровне, что и раньше. В итоге более мелким компаниям стало невыгодно торговать дальше бензином на своих АЗС. При этом крупные игроки нефтяного рынка не смогли самостоятельно компенсировать увеличившийся среди автовладельцев спрос. В итоге в стране разгорелся топливный кризис. Сложившуюся на рынке ситуацию премьер-министр Владимир Путин подверг критике, назвав дефицит бензина в одной из крупнейших нефтедобывающих стран нонсенсом. Во избежание подобных проблем в будущем глава правительства поручил создать резерв нефтепродуктов. На прошлой неделе министр энергетики РФ Сергей Шматко сообщил, что резервирование топлива через "Роснефтегаз" начнется в июле-августе, а к осени Минэнерго разработает схему баланса потребления нефтепродуктов в регионах.
Комментарии
Конфереция