Вице-президент Российского топливного союза Артур Шахов рассказал о ситуации на рынке нефтепродуктов

Дефицит топлива возник в России весной 2011 года из-за роста мировых цен на нефть, а также потому, что вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) поставляли топливо прежде всего на свои АЗС, оставляя на голодном пайке независимых трейдеров. Кроме того, очевиден растущий спрос на бензин в связи с увеличением количества автотранспорта, роста потребности в ГСМ на селе. Объективна ли такая оценка? Комментарий вице-президента Российского топливного союза (РТС) Артура Шахова.

— Да, в летний период цены, как правило, растут. Но такое сезонное колебание происходит ежегодно. Нынешняя ситуация с дефицитом бензина особая. Поэтому возникшую проблему мы подробно обозначили как в министерстве, так и на совещании совета директоров союза в Санкт-Петербурге.

— И какие же выводы сделаны?

— Причины возникновения дефицита подробно изложены в аналитической записке Минэнерго. По нашей оценке на рост цен повлияли такие факторы, как увеличение налоговой нагрузки и эксплуатационных расходов, диспропорции в изменениях оптовых и розничных цен из-за административного вмешательства. Оно важнее для сдерживания именно оптовых цен. Кроме того, сказался переход на повышенные требования техрегламента, запрещающего выпуск в оборот топлива ниже 3 класса, к чему не все нефтеперегонные заводы оказались готовы.

— В чем же заключаются диспропорции?

— Разница в ценах крупнооптовых партий, отгружаемых нефтяными компаниями в адрес своих сбытовых структур, и мелкооптовых партий, предлагаемых независимым трейдерам, достигала 5-6 тысяч рублей за тонну. Но розничные цены на АЗС нефтяных компаний искусственно поддерживались на 2—2,5 рубля ниже, чем на независимых. Отсюда и возник бензиновый ажиотаж и повышенный спрос именно на АЗС с дешевым топливом. В результате ценовых перекосов розничный бизнес стал убыточным. А ведь из около 25 тысяч АЗС в стране, торгующих моторным топливом, 16 тысяч принадлежат независимым компаниям. Они продают более 60 процентов топлива. С таким внушительным рынком нельзя не считаться. Слухи о том, что на АЗС накручивают цены, необоснованны. Вот майские котировки из обзора оптового рынка: если на мелкооптовом рынке тонна бензина «Нормаль-80» подорожала с начала года на 4451 рубль, а марки «Регуляр-92» на 3253 рубля, то в розничной торговле — на 2,64 рубля за литр и на 1,14 рубля соответственно. Тут все становится на место — кто на самом деле повышает цены.

— Как союз намерен бороться с подобными перекосами?

— Одной из мер является выделение АЗС из состава ВИНКов и придание им экономической самостоятельности. С тем, чтобы конкуренты на этом рынке находились в равных условиях. А также совершенствование налоговой политики: внутренний рынок должен стать не менее привлекательным для поставок нефтепродуктов, чем внешний. И, конечно, значительно улучшить деятельность товарно-сырьевых бирж, чтобы нефтяные компании через них реализовывали тот объем топлива, который необходим АЗС.

— Антимонопольная служба уже разбирается с двумя биржами, на которых, оказывается, продавали топливо раньше, чем оно выставлялось на торги…

— В том-то и беда! Не успеешь включиться в торги, как через несколько минут партии топлива, якобы предложенные к реализации, оказываются купленными. Как такое может быть? Мы предлагаем сделать биржевые сделки прозрачными, чтобы партии топлива, предлагаемые на продажу, не уходили компаниям, аффилированным с ВИНКами. То есть исключить нарушение принципов рыночной конкуренции.

— Когда наша страна приблизится к Европе по качеству нефтепродуктов, если уже принятое решение о прекращении выпуска топлива, соответствующего стандарту «Евро-2», отменяется?

— Как уверяют нефтепереработчики, они не успели модернизировать свое производство, особенно Куйбышевский и Новокуйбышевский заводы «Роснефти», Хабаровский НПЗ группы «Альянс» и ряд других. Мы, со своей стороны, предлагаем повысить акцизы за выпуск топлива низкого качества и снизить за высококачественные сорта топлива. Чтобы нефтепереработчикам было выгодно проводить модернизацию.

Комментарии
Конфереция