Минэкономразвития РФ считает возможным отложить переход на стандарт топлива Евро-4 максимум на полтора года

Минэкономразвития РФ считает возможным отложить переход на стандарт топлива Евро-4 максимум на полтора года, а не до 2014 года, как предлагают Минэнерго и нефтяники, заявила в понедельник глава МЭР Эльвира Набиуллина. "К сожалению, мы в такой ситуации, когда передвижка сроков необходима, но не до 2014 года, а максимум на полтора года, и с введением действенных санкций (в отношении нефтяных компаний, которые не перейдут на новый стандарт)", - сказала министр на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ.

Ранее нефтяные компании просили продлить на два года (до 2013 года) оборот топлива "Евро-2". Переход на стандарт "Евро-3", первоначально запланированный с 1 января 2009 года, также был перенесен - на 1 января 2011 года. Предлагалось отсрочить и введение стандарта "Евро-4" - на два года, до 2014 года.

С Набиуллиной согласился глава Минпромторга РФ Виктор Христенко. "К сожалению, нужно признать, я тоже с Эльвирой Сахипзадовной согласен, что невозможно уже.... Я думаю, что нам нужно дообсудить эти сроки, поскольку детали еще есть внутри отдельных видов топлива (дизельное топливо, бензин), но, конечно, 15-й год - это уже запредельно выглядит", - сказал он.

При этом Набиуллина считает, что нефтяники могут переложить повышенные штрафы и акцизы на плечи потребителей. В связи с этим, по мнению министра, необходимо разработать другие виды санкций.

Набиуллина также выступила против поощрения тех нефтяных компаний, которые выполнили требования техрегламента. "Регламент был принят в 2008 году - было время подготовиться", - подчеркнула она.

В свою очередь, министр энергетики РФ Сергей Шматко поддерживает позицию нефтяных компаний о том, чтобы отложить переход на "Евро-4" до 2014 года, а на "Евро-5" - до 2015 года. "К 2015 году мы полностью перейдем на "Евро-5", а к 2014 году откажемся от "Евро-3", - сказал он.

Шматко также считает необходимым ввести штрафы за невыполнение техрегламентов и включить в добычные лицензии требования по производству нефтепродуктов определенного класса.

Шматко напомнил, что Минэнерго поддерживает и предложение по продлению оборота "Евро-2" на 2011 год. Также Минэнерго предлагает ввести дифференциацию акцизов для стимулирования производства более качественного топлива в районе 2 тысяч рублей.

В настоящее время ряд нефтеперерабатывающих компаний не выполнили свои планы по модернизации производства и оказались не готовы производить топливо более высокого класса. Так, отраслевые эксперты считают, что проблемы с переходом на выпуск "Евро-3" в настоящее время есть у Новокуйбышевского и Куйбышевского НПЗ "Роснефти", Хабаровского НПЗ НК "Альянс", Астраханского ГПЗ и ряда других.

Действующий техрегламент, вступивший в силу 5 сентября 2008 года, предусматривает переходный период, в рамках которого в течение еще трех лет допускается выпуск в оборот бензинов с октановыми числами 80 и 92 при условии соответствия остальных характеристик требованиям регламента.

Комментируя сегодняшнюю дискуссию представителей Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ и Минпромторга РФ относительно сроков отказа от оборота "Евро-3" и "Евро-4", аналитик ОАО "Банк Москвы" Денис Вахромеев заметил, что не все нефтяные компании успевают завершить модернизацию своих НПЗ, поэтому они всеми силами будут оттягивать сроки перехода на топливо класса "Евро-4" и "Еро-5". И вопрос здесь, по мнению эксперта, кроется, прежде всего, "в экологии, а не в экономии". "В цене особых различий между классами нет. Соответственно, нефтяники не выигрывают от этого процесса", - заключил Д.Вахромеев.

В свою очередь, аналитик Юлия Новиченкова из банка "Уралсиб" отметила, что в РФ, пока не наступит крайняя необходимость, модернизацию заводов никто проводить не будет, ввиду затратности этого процесса, однако догнать Европу по качеству топлива России необходимо, даже несмотря на технологические трудности. "Поэтому, решение видится логичным, но только в том случае, если нефтяникам будет предоставлен переходный период, сроком, скажем, в год. Вполне возможно, что нововведение спровоцирует вытеснение мелких игроков, но таков рынок и этот эволюционный процесс естественен", - пояснила Ю.Новиченкова, добавив, что о переходе на "Евро-5" в настоящий момент и речи быть не может, по крайней мере, до тех пор, пока не будет полностью осуществлен переход на "Евро-4".

В свою очередь, аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин заметил, что переход к 2015г. на экологичный европейский стандарт выглядит реальным, если компании приложат определенные для этого усилия. По его мнению, для стимулирования нефтяников необходимо утвердить предполагаемые изменения в налогообложении, согласно которым, в частности, значительно вырастут пошлины для темных нефтепродуктов. "Конечно, постоянно откладывать ввод более высоких стандартов нельзя, но нужно учесть текущие объективные факторы. К таким факторам относится высокий уровень нефтяных цен, повышение акцизов и ручное понижение внутренних цен на бензин весной вследствие недовольства правительства. Понятно, что в таких условиях забота о новых стандартах встречается с серьезными препятствиями", - отметил эксперт.

Аналитик из ФГ "БКС" Андрей Полищук заметил, что, возможно, не все заводы успеют перейти на "Евро-3" к 2012г. и сроки ввода техрегламента стоит отодвинуть даже на более поздние сроки. "Сдерживание цен на внутреннем рынке нефтепродуктов снижает инвестиционную привлекательность перерабатывающих активов, компании не заинтересованы в инвестициях в переработку", - считает эксперт.

Комментарии
Конфереция