Как избавиться от топливных кризисов в России? Видеорепортаж

Как избавиться от топливных кризисов в России? Нужно провести эксперимент в реальных условиях, - решили в Минэнерго. И сегодня объявили, в этом году "Роснефтегаз" может купить нефтеперерабатывающий завод, который не будет встроен ни в один холдинг, независимый НПЗ. По идее, тогда станет понятно, как сформировать в России справедливые цены на топливо.

Уроки бензинового кризиса, похоже, рынок ничему не научили. Дефицита теперь нет, но ценники на заправках регулярно обновляются. Где-то за неделю копеек на 40, где-то всего за сутки и сразу на рубль. Но общая тенденция одна - вверх. Минэнерго готовится объявить высоким ценам на топливо войну. План наступления готов и осталось только получить одобрение правительства. Первым стратегическим ходом может стать покупка «Роснефтегазом» нефтеперерабатывающего завода в центре России. На его примере будут воспитывать прочих игроков рынка.

СЕРГЕЙ КУДРЯШОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ РФ

«Мы считаем, что приобретение, если будет независимый НПЗ, который будет работать. Себестоимость+небольшая рентабельность, позволит создать реальный маркер для работы на внутреннем рынке. Эти сроки уйдут за горизонт более 5 лет, у нас проблема в ближайшие 5 лет».

Еще один тактический ход - независимый аудит нефтяных компаний, к этому тоже призывает Минэнерго, но уже с целью проверить их планы по модернизации производств. Именно неготовность заводов перейти на выпуск бензина не ниже 3 класса отчасти вызвала дефицит и ажиотаж на рынке. Но теперь правительство знает, как решать и эту проблему.

КОРРЕСПОНДЕНТ

НИКОЛАЙ ПЕНКИН

«Готовь дизель - летом. Система резервирования топлива должна спасти Россию от бензиновых кризисов, считают в Минэнерго. Зимнее дизтопливо предлагают начинать копить с лета, а запасы автобензина активно пополнять зимой. "Лишнее" топливо, по задумке чиновников, не только избавит от дефицита во время пика потребления, но естественным образом сгладит цены».

С учетом перехода на Евро-3 и чтобы ситуация не повторилась вновь, сроки введения Евро-4 предлагается перенести. Россия уже не один раз откладывала введение запрета на низкокачественное топливо. Насколько их отодвинут на этот раз, пока не уточняют. Вытеснять с рынка бензин третьего класса намерены рыночными же механизмами.

ПЕТР ДЕГТЯРЕВ

ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РФ

«Предлагаем с 2012 года ввести большую дифференциацию ставок акцизов в зависимости от экологического класса. Мы сделали расчеты, видим, что данные меры не привели к выпадающим доходам, но будут стимулировать нефтеперерабатывающие заводы производить экологически чистые виды топлива».

Впрочем, и в этом чиновники осторожничают, конкретных ставок не называют. Говорят лишь, что разрыв в величине акцизов для переработчиков на разные виды бензина будет около 2000 рублей за тонну. При этом для потребителя, утверждают власти, розничная цена на бензин разных классов будет примерно на одном уровне.

В Новосибирской области в мае цены выросли на 8 процентов по сравнению с апрелем. А в Иркутске в течение минувшей недели литр дорожал каждый день. В пятницу возмущенные автомобилисты собираются провести митинг. Топливо мало того, что дорогое, так еще и дефицитное. На независимых заправках утверждают, что крупные оптовики отказываются продавать топливо. Независимость - понятие условное, объясняют эксперты.

ВИТАЛИЙ КРЮКОВ

АНАЛИТИК НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ИГ "КАПИТАЛЪ"

«Независимые - они лишь условно независимы, потому что они зависят от поставок топлива, которые вынуждены покупать у крупных операторов рынка, у их НПЗ. И поэтому независимые они все равно зависят от крупных операторов. И в любом случае, динамика цен определяется на НПЗ».

Бензиновый кризис удалось локализовать, - завили в Минэнерго. И большинство аналитиков с этим утверждением согласны, с одной поправкой: локализовать - значит сконцентрировать в нескольких отдалённых регионах, а в крупных городах - контролировать.

Так будет происходить до весны 2012 года. Вектор движения цен после президентских выборов оценивают тоже единодушно - однозначно вверх. Только в одном расходятся наблюдатели: в цене. Еще в апреле многие были уверены, что 35-40 рублей за литр - это цена конца 2012 года, а не середины 2011 года.

Комментарии
Конфереция