«Газпром нефть» и «Роснефть» с начала мая прекратили торговать бензином на бирже (данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи). Между тем спрос на этот вид топлива по-прежнему существенно превышает предложение. Хотя, согласно мониторингу ИАЦ «Кортес», с 16 по 20 мая предложение бензинов на торгах выросло на 33% и составило 89,1 тыс. т. Спрос на продукт, наоборот, сократился на 21% и составил 685,1 тыс. т, что указывает «о начале стабилизации на рынке бензинов». Крупными продавцами автобензина стали ТНК-ВР (16,02 тыс. т, 39 сделок) и ЛУКОЙЛ (15,66 тыс. т, семь сделок).
Тем не менее «Роснефть» на прошлой неделе лидировала в продажах других нефтепродуктов на биржевых торгах. Компания реализовала 103,3 тыс. т топлива, а в целом объем продаж вырос на 45%, до 293,7 тыс. т.
Представитель «Роснефти» напомнил, что компания создала оперативный штаб для мониторинга ситуации с дефицитом топлива. По его словам, в регионы, где наблюдается дефицит топлива, компания увеличивает поставки. «Отсутствие продаж бензина на бирже — это временная мера. Когда ситуация стабилизируется, «Роснефть» выйдет на прежние объемы. Есть поручение правительства по биржевой торговле, его никто не отменял», — сказал он.
Также объясняют прекращение торгов и в «Газпром нефти». Временная приостановка биржевых торгов позволила гарантированно обеспечить бензинами по более низким ценам не только регионы присутствия компании, но и регионы, в которых она не ведет свою деятельность, а также где складывалась напряженная ситуация с обеспечением топливом, например, в республику Тыва, пояснили в пресс-службе компании.
Текущие биржевые цены предполагают, что розничные цены должны быть выше, чем они есть сейчас, а реализация собственным сбытам позволяет ВИНК сдержать их рост, отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. «К тому же над компаниями существует давление регулирующих органов», — добавляет он.
Директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков говорит, что отсутствие объемов на бирже со стороны госкомпаний связывает необходимостью обеспечения собственных сбытовых сетей. «Когда на чаше весов лежит, с одной стороны, рекомендация по продаже 15% топлива на бирже, а со второй — решение дефицита топлива на собственных заправках, вопросов в выборе решения не возникает», — говорит он.