"Укртранснафта" из-за подорожания бензина решились на закупку каспийской нефти

Бензин в Украине подорожал настолько, что нефтетрейдеры решились на закупку каспийской нефти. "Укртранснафта" начала прокачивать азербайджанское сырье по нефтепроводу Одесса–Броды – уже до конца года на НПЗ может быть поставлено до 1,5 млн т сырья, говорят в Минэнерго. Но переработка этой нефти будет рентабельна, только если цены на бензин вырастут до 12 грн за литр, утверждают эксперты. "Укртранснафта" начала прокачку нефти марки Azeri Light по нефтепроводу Одесса–Броды для потребностей Дрогобычского (НПК "Галичина") и Надворнянского ("Нефтехимик Прикарпатья") НПЗ, сообщили в пятницу в Министерстве энергетики и угольной промышленности. Первая танкерная партия объемом 80 тыс. т поступила в Одесский морской торговый порт на прошлой неделе. Из них 60 тыс. т в течение мая получит Надворнянский, остальное – Дрогобычский НПЗ. Поставки легкой нефти позволят увеличить загрузку нефтепровода Одесса–Броды и обеспечить бесперебойную работу украинских НПЗ, отметили в Минэнерго. До прошлого года трубопровод работал в реверсном режиме, прокачивая российскую нефть для последующей транспортировки по морю на рынки Южной Европы. Но с мая прошлого года прокачка прекратилась. В середине февраля Одесса–Броды заработал в аверсном режиме. Планируется, что до конца года по нему будет поставлено 10 млн т сырья в Белоруссию (см. Ъ от 15 февраля). Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, как ожидается, в текущем году получат до 1,5 млн т каспийской нефти. "Это позволит стабилизировать ценовую ситуацию на рынке, поскольку стоимость топлива отечественных НПЗ ниже, чем у импортеров",– пояснил высокопоставленный источник Ъ в министерстве. Оба завода контролируют структуры акционеров ПриватБанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В прошлом году Дрогобычский НПЗ переработал 372,9 тыс. т, а Надворнянский НПЗ – 189,9 тыс. т нефти. Но в этом году предприятия снизили переработку – в I квартале "Галичина" переработала 84,7 тыс. т (-44,2%), а "Нефтехимик Прикарпатья" остановил производство. Пока переработка каспийской нефти нерентабельна и сырье закуплено для тестовой переработки, говорят в группе "Приват". "Мы посмотрим, какова будет себестоимость получаемых нефтепродуктов в будущем,– пояснил собеседник в 'Привате'.– Но при нынешних ценах на нефтепродукты убытки от переработки на западноукраинских заводах могут превысить $150 на тонну". Гендиректор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн отмечает, что НПЗ Западной Украины технически намного хуже предприятий "Укртатнафты", поэтому не могут производить нефтепродукты по низкой себестоимости и приемлемого качества. По мнению аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, переработка нефти на этих НПЗ выгодна при средней розничной цене бензина Аи-95 12 грн за литр, тогда как сейчас она составляет 10,2 грн за литр. Летом с ростом потребления нефтепродуктов цены скорее всего вырастут, считает эксперт. "Но вряд ли до 12 грн, более реальный прогноз – 11 грн за литр. Очевидно, 'Приват' пытается хоть как-то загрузить простаивающие мощности",– говорит господин Сиренко. Группе сейчас сложно найти нефть для загрузки НПЗ, отмечает член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма: "После конфликта с 'Татнефтью' за долю в 'Укртатнафте' группа не может закупать российское сырье. А украинская нефть вся уходит на 'Укртатнафту', где глубина переработки выше". Правда, есть еще один способ сделать переработку выгодной – отмена НДС на импорт нефти, закрытие путей для льготного импорта дизельного топлива и введение пошлин на ввоз нефтепродуктов, говорит Александр Сиренко. Все три инициативы в этом году активно обсуждались между нефтетрейдерами и правительством. В апреле импортеры подали в суд, препятствуя введению ввозных пошлин на нефтепродукты. Кроме того, они начали импортировать белорусский биодизель, экспорт которого из республики не облагается пошлиной, что привело к снижению объемов переработки нефти на украинских НПЗ на 53,2% по сравнению с апрелем 2010 года.
Комментарии
Конфереция