Владимир Путин обвинил нефтяные компании в сговоре и создании дефицита бензина

Пути выхода из бензинового кризиса правительство вчера продолжило обсуждать сначала на заседании правительственной комиссии по ТЭКу у вице-премьера Игоря Сечина, а затем и на президиуме правительства у премьер-министра Владимира Путина. Результат заседания не ожидался никем: вместо предполагаемой отмены запрета на реализацию бензина класса "Евро-2" премьер-министр обвинил в создании дефицита нефтяные компании, запретил им биржевые сделки с аффилированными структурами и пригрозил ограничить экспорт нефти. Выход из бензинового кризиса откладывается — ни одна из предписанных мер увеличить предложение бензина на рынке не сможет, а запрет на продажу в России топлива "Евро-2" Белый дом не снял.

Бензиновый кризис вчера стал объектом пристального внимания правительства. "В результате дефицита нефтепродуктов на биржевых торгах необоснованно растет цена",— доложил премьеру вице-премьер Игорь Сечин, с утра обсудивший тему на комиссии по ТЭКу. Он предложил запретить нефтяным компаниям заключать на бирже сделки с аффилированными структурами. "Объемы на бирже должны реализовываться независимым сетям",— пояснил вице-премьер. "Дело не в дефиците! Дело в сговоре!" — поправил его Владимир Путин. "Они договариваются между собой, тут же отдают на биржу небольшое количество, тут же в один удар все скупают, и все — дело с концом. Это все не имеет смысла",— заявил премьер, поручив Игорю Сечину совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) дополнительно ужесточить контроль за нефтекомпаниями.

Напомним, версия о том, что топливный кризис в конце апреля 2011 года спровоцировали нефтекомпании, практически обязанные с марта продавать на бирже (преимущественно СПбМТСБ) 15% собственного производства нефтепродуктов, выдвигалась независимыми трейдерами уже в момент его начала. Впрочем, эта версия объясняла бы закрытие только независимых сетей АЗС, но не дефицит топлива в сетях "Роснефти", "Газпром нефти", ТНК-ВР и их джобберов в ряде регионов. Версию о "сговоре" в первый день кризиса обнародовало и руководство ФАС, но затем ведомство стало более осторожным в комментариях. Теперь же "сговор" объявлен основной причиной происходящего — а нефтекомпаниям грозит новое "ужесточение контроля". Отметим, они уже достаточно дезориентированы: так, на прошлой неделе появились сообщения о перебоях с топливом в Ярославской области, в которой расположены крупнейшие НПЗ ТНК-ВР, вполне контролирующей местный рынок.

Еще за несколько часов до заседания президиума у Игоря Сечина также обсуждалась та же версия — но в менее жестком виде и как одна из нескольких. Мало того, Игорь Сечин с утра пояснил: "Нельзя отрицать влияния на наш внутренний рынок объективных факторов — таких как новая конъюнктура на мировых сырьевых рынках". Хотя, не называя компаний, господин Сечин подчеркнул, что в ряде случаев речь идет об их "недобросовестном поведении". Вице-премьер также высказал претензии к нефтекомпаниям, которые не торопятся выходить на биржу. "В торгах на СПбМТСБ участвуют лишь восемь компаний — "Роснефть", "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз", "Башнефть", "Русснефть", "Альянс". А производителей сырья у нас гораздо больше, но почему все остальные не участвуют в этой работе?!" — возмущался вице-премьер, полагая, что рост биржевых цен объясняется исключительно низкой ликвидностью торгов — "не имея необходимых объемов, биржа реагирует повышением цены". Вопрос о том, насколько эффективно осуществлять контроль над нефтекомпаниями через биржу, которая этим нефтекомпаниям и принадлежит, предметом обсуждения, впрочем, отчего-то не стал.

Выход компаний на СПбМТСБ действительно повлиял на происходящее, но не только через "сговор" и адресные сделки, допускающиеся на бирже в Санкт-Петербурге,— он нарушил сложившуюся систему логистики сбытовых подразделений компаний. "Отсечение" сетей независимых АЗС, видимо, происходило как умышленно, так и естественным путем — мелкие региональные потребители до биржи просто не доходили. Сама же по себе биржа позволяла нефтекомпаниям и увеличить экспорт топлива — как через аффилированные структуры, так и через независимых трейдеров: де-факто вывод на биржу 15% производства выводил эти объемы из-под прямого контроля нефтекомпаний и правительства, надзирающего за ними.

Два других фактора, определивших картину топливного кризиса, вчера в Белом доме практически не обсуждались. Главная причина — в феврале премьер Владимир Путин потребовал от крупных компаний снизить цены на своих заправках. При этом оптовые цены, по которым у НПЗ покупали бензин независимые АЗС, по-прежнему определялись экспортной альтернативой и росли вслед за мировыми ценами: снижение рентабельности сетей АЗС стало почвой для апрельских событий. Вторым фактором стало введение с 2011 года более жестких требований к бензину на уровне "Евро-3" — некоторые нефтяные компании не успели модернизировать НПЗ и оказались не готовы к производству высококачественного бензина. Запрещенный к реализации в РФ бензин "Евро-2" пошел на экспорт — в первом квартале 2011 года экспорт бензина вырос на 50%. Таким образом, на рынке образовался дефицит предложения, который в условиях "зажатых" цен лишь усилился. И лишь третьим фактором стала "рекомендация" правительства довести объем биржевых продаж на СПбМТСБ до 15% от производимых нефтепродуктов — это решение дестабилизировало рынок, который без него приходил бы к дефициту медленнее.

От вчерашних заседаний в Белом доме ждали именно решения проблемы "Евро-2". Напомним, первой реакцией правительства на кризис стало повышение с 1 мая экспортных пошлин на бензин. В нефтяных компаниях тогда выразили недоумение: это решение блокировало прежде всего экспорт "Евро-2", тогда как на рынке ощущается дефицит топлива "Евро-3", который и без этого никто не экспортировал. В Минэнерго на прошлой неделе заявили: перенос сроков перехода на "Евро-3" одобрен премьером, теперь это дело техники. "Мы ждем решения правительства. Как только будет снят запрет на "Евро-2", компания обеспечит все потребности внутреннего рынка",— заявили в "Роснефти". Решения вчера не последовало.

Сам по себе топливный дефицит уже постепенно сокращается естественным путем — ростом цен на бензин. По данным Росстата, с 28 апреля по 3 мая цены на автобензин выросли в РФ на 2,9% — судя по всему, замер проводился 30 апреля и демонстрирует лишь часть роста цен, который пока продолжается и к середине мая вряд ли будет менее 6-7% к среднеапрельским ценам. Новый уровень цен Белый дом явно не устраивает, при этом правительство с одобрения Владимира Путина теперь имеет возможность игнорировать очевидную связь дефицита топлива и "зажима" цен, сваливая все происходящее на "сговор" нефтекомпаний и требуя от них снижения цен.

Впрочем, обнародованные вчера угрозы проблему решить, видимо, не смогут. Отказ от "адресных" сделок на СПбМТСБ вряд ли позволит быстро восстановить логистику у независимых АЗС, а ограничения на экспорт сырой нефти лишь увеличат рентабельность НПЗ. Поиски же "сговора" на рынке топлива лишь усилят проблемы нефтекомпаний и создадут новые причины для роста цен на топливо в среднесрочной перспективе.

Бензиновые кризисы в России

История вопроса

В конце августа — начале сентября 1997 года Москва практически осталась без бензинов Аи-92 и Аи-95. Ажиотажный спрос на топливо наблюдался также в Белгородской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областях. Причиной кризиса стал рост потребления и искусственное сдерживание цен местными властями. Кризис удалось преодолеть поднятием планки рекомендуемых розничных цен на 15%.

В апреле 1999 года в Санкт-Петербурге за два-три дня цены на топливо подскочили почти в два с половиной раза. В мае—июне стоимость бензина резко выросла в Москве, Новгороде, Пскове, Вологде и других регионах России. Среди причин назывались убыточность производства на российских НПЗ и повышение акцизов на бензин. Для разрешения проблемы в августе Минтопэнерго ввело обязательные задания для нефтяных компаний по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок.

С января по ноябрь 2004 года цены на бензин в России выросли на 34%. Нефтекомпании объясняли это ростом мировых цен на нефть. В декабре 2004 года, после встречи с президентом Владимиром Путиным, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил о снижении цен на розничные нефтепродукты на 5%. В 2005 году на аналогичный шаг вынуждены были пойти ТНК-BP, "Сибнефть", "Татнефть" и другие нефтекомпании.

Летом и осенью 2007 года в России наблюдался резкий рост цен на моторное топливо. Так, стоимость Аи-92 на четыре месяца увеличилась на 5,5%. В декабре на Камчатке цены повысились на 30%, что привело к ажиотажному спросу, километровым очередям у АЗС и возникновению дефицита. В 2008 году Камчатское управление ФАС оштрафовало местных владельцев АЗС, обвинив их в необоснованном росте цен.

Как Владимир Путин боролся со сговорами

История вопроса

9 декабря 2004 года президент Владимир Путин на встрече с главой НК ЛУКОЙЛ Вагитом Алекперовым согласился с его аргументами о том, что производители снижают оптовые цены на топливо, но независимые розничные продавцы, сговорившись, продолжают удерживать их спекулятивно высокими. Вскоре крупные нефтекомпании объявили о снижении цен на своих АЗС, и остальные игроки рынка последовали их примеру.

Летом 2008 года премьер Владимир Путин несколько раз обвинял в ценовом сговоре поставщиков нефтепродуктов и металлургов. В частности, 21 июля, сославшись на жалобы губернаторов по поводу роста цен на топочный мазут, он потребовал "разбираться с поставщиками, выявлять факты ценового сговора". 19 августа, на совещании по вопросам развития конкуренции, господин Путин сообщил: "Мы обратили внимание на то, что некоторые участники рынка используют свое монопольное положение достаточно эгоистично, выявили ряд картельных сговоров... Самый яркий пример — это рост цен на авиационное топливо". Среди добровольно исправляющих ситуацию он назвал "производителей металлургического сырья".

11 марта 2011 года, в ходе совещания на тему здравоохранения, Владимир Путин заявил, что у него "складывается иногда впечатление, что идет какой-то даже ценовой сговор между основными производителями (медицинского оборудования")". Свои догадки премьер объяснил тем, что в начале года для кемеровской больницы был куплен дефибриллятор за 84 тыс. руб., а в конце года для краснодарского центра такой аппарат стоил уже в пять раз дороже.

Комментарии
Конфереция