Владимир Путин поручил ведомствам представить предложения по ликвидации дефицита топлива

Премьер-министр Владимир Путин немедленно вмешался в развитие топливного кризиса — пока дано распоряжение "разобраться и представить предложения". В Алтайском крае появились первые объяснения происходящему — недоступность биржи для некрупных покупателей, причем ФАС уже вчера обнаружила признаки картельного сговора "Роснефти" и "Газпром нефти" и начала расследование. Обе компании увеличили поставки в Алтайский край. Тем временем появляются новые сообщения о возможных проблемах — из Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Красноярска: предположить, что во всех случаях речь идет о картельном сговоре госкомпаний, невозможно.

Вчера пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков сообщил: премьер-министр Владимир Путин уже поручил правительственным ведомствам разобраться в ситуации с дефицитом топлива в "ряде регионов" и в кратчайшие сроки представить предложения по его ликвидации. Никаких готовых решений господин Путин, находящийся с визитом в Скандинавии, не предложил — вероятно, в ближайшее время начнется соревнование Минэнерго и ФАС за предложения по ужесточению госрегулирования рынка.

ФАС в Алтайском крае, где зафиксированы первые массовые закрытия АЗС и нормирование продажи бензина в топливо, уже вчера заявила о возбуждении дела в отношении ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт"" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ. Предполагается, что оно будет рассмотрено 5 мая. Сейчас не работают почти все независимые АЗС, сообщил глава Алтайского топливного союза (АТС), гендиректор сети заправок "Октан" (более 40 АЗС и 27 АГЗС) Юрий Матвейко. К еще работающим в Барнауле АЗС выстроились огромные очереди, а цена бензина за несколько дней выросла на 4-7 руб. за 1 л. Так, по данным АТС, в понедельник 1 л Аи-92 стоил 25-28 руб., хотя еще в конце прошлой недели средняя цена составляла 21 руб. Топливо по "докризисной" цене, но только 20 л в одни руки, можно приобрести на АЗС "Роснефти", которая является основным поставщиком ГСМ на Алтай (доля на местном рынке превышает 50%, сеть насчитывает 91 АЗС). Работают и заправки ОАО "Газпром нефть" (17 АЗС, доля в регионе, по оценке самой компании, составляет 18%). Правда, вчера вечером представитель "Роснефти" сообщил, что АЗС компании в крае продают бензин и дизельное топливо без ограничений.

Президент АТС убежден, что кризис на топливном рынке региона вызван ростом экспорта и отказом главных оптовых поставщиков — "Роснефти" и "Газпром нефти" — отгружать топливо частным операторам. В "Роснефти" и "Газпром нефти" отвергли обвинения в ограничении поставок ГСМ для независимых нефтетрейдеров. "Никаких специальных ограничений для независимых игроков топливного рынка не вводилось. Кроме того, компания продает не менее 15% производимых нефтепродуктов посредством биржевых торгов",— сообщили в пресс-службе "Газпром нефти". В администрации Алтайского края, в свою очередь, говорят о неготовности мелких и средних трейдеров к переходу на биржевые торги ГСМ. В распространенном вчера пресс-релизе администрации со ссылкой на "Роснефть-Алтайнефтепродукт" указывается, что "часть независимых топливных операторов несвоевременно зарегистрировалась на бирже или не оформила необходимые документы для участия в торгах, из-за этого у мелких и средних торгующих компаний возникли проблемы с бесперебойным обеспечением своих заправочных станций топливом". Юрий Матвейко с претензиями в адрес независимых трейдеров не согласен. "Омский и Ачинский НПЗ топливо на биржу не выставляют, а то, что торгуется, недоступно независимым трейдерам из-за чрезмерно больших объемов лотов",— пояснил он. По данным господина Матвейко, недавно торговался лот — 14 тыс. т топлива, а это "двухнедельные потребности всего края".

Топливный кризис постепенно доходит и до Томской области, где перебои в поставках ГСМ ощутили прежде всего независимые нефтетрейдеры, но крупные сети АЗС в регионе не испытывают проблем с топливом. Там источники на рынке также винят во всем "Роснефть" и "Газпром нефть". Вряд ли, впрочем, "картельный сговор" двух госкомпаний — достаточное объяснение происходящего во многих регионах РФ, причем и в крупных городских агломерациях, где конкуренция поставщиков достаточно высока.

Так, Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, подтвердил сокращение запасов топлива у продавцов в городе и области. Кроме того, проблемы с поставками топлива на АЗС отмечены в Красноярске: генеральный директор сети заправок "Сангилен плюс" (пять АЗС) Роман Гольдман, рассказал, что с дефицитом бензина столкнулись все красноярские заправщики, "необходимых объемов нет ни у кого в городе". Комментировать причины перебоев с топливом он отказался. Есть проблемы и с поставкой топлива в Нижегородской области у мелких поставщиков. По данным нижегородских владельцев небольших сетей АЗС (по две-три заправки в муниципалитетах), Кстовский НПЗ ("ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез") и Рязанский НПЗ (ТНК-ВР) на минувшей неделе несколько раз прекращали отпускать топливо — как напрямую альтернативным операторам, так и через посредников. "Говорят, что якобы какие-то технические проблемы на производстве, либо просто: нет продукта. Вероятнее всего, придерживают отгрузку в ожидании правительственных решений, которые бы санкционировали рост цен",— на условиях анонимности предположил один из владельцев АЗС. Кроме того, независимые операторы жалуются на завышенные отпускные цены, которые установил Кстовский НПЗ. Подтверждаются и аналогичные проблемы в Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях — дефицит затронул бензины Аи-92 и Аи-95, а также в основном мелкие сети АЗС, на ряде крупных АЗС вводится нормированный отпуск.

Пока из регионов с крупным потреблением топливный дефицит совершенно не отмечается на Юге России и Урале, большей части Северо-Запада и в Поволжье.

Комментарии
Конфереция