Динамика спотовых цен на нефтепродукты за 18-22 апреля 2011 года

На российском рынке складывается критическая ситуация, когда сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается не увеличением их предложения, а, наоборот, вымыванием объемов с внутреннего рынка. Начиная с третьей декады февраля экспортировать автобензин и дизельное топливо гораздо эффективнее, чем продавать их на внутреннем рынке.
Более того, после снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топлива на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.
Для бензинов и дизельного топлива это нехарактерная ситуация. Отсутствие явных инфраструктурных ограничений по экспорту моторных топлив из России приводит к тому, что рано или поздно цена растет вслед за net-back. Естественно, внешний рынок влияет и в обратном направлении, когда снижение мировых котировок и экспортного эквивалента примерно через месяц приводит к удешевлению нефтепродуктов на спотовом рынке России. Пусть темпы роста и снижения цен, порой, несопоставимы, но это уже сложившиеся базовые принципы работы российского рынка, которые были нарушены февральскими событиями.
Цены на рынке России перестали соотноситься с ценами мировыми, и в результате начала действовать система сообщающихся сосудов. Объемы моторных топлив стали перенаправляться на экспорт в ущерб продажам на спотовом рынке России.
Внутреннее потребление автобензина в 2010 году в целом выросло на 5,7% и составило 33,1 млн т. С учетом продолжения роста российского автопарка и посткризисного восстановления экономики страны было бы логичным увидеть увеличение потребления бензина в I квартале 2011 года, однако этого не произошло.
По данным Минэнерго, в I квартале 2010 года на внутренний рынок отгружено 7,46 млн т автобензина, а за аналогичный период 2011 года – 7,0 млн т. Статистика свидетельствует о снижении поставок бензина на внутренний рынок на 6,2%. Если экспорт автобензина в I квартале 2010 года составлял 1,2 млн т, то в I квартале 2011 года он достиг 1,8 млн т. Увеличение объемов экспорта составило 50%, что соответствует 8,6% от поставок автобензина на внутренний рынок в I квартале 2011 года.
Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в I квартале 2010 года составляли 7,14 млн т, а в I квартале 2011 года они достигли 7,43 млн т, увеличение составило 4,1%. Экспорт дизельного топлива за I квартал 2010 составлял 10,12 млн т, а в I квартале 2011 года он достиг 10,39 млн т, увеличение составило 2,7%.
Статистика по отгрузкам автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок и экспорт отражает первичные продажи с НПЗ. Учитывая, что в течение третьей декады февраля и весь март экспорт автобензина и ДТ летнего был стабильно более прибыльным по сравнению с их продажей на внутреннем рынке, крупные трейдеры, закупавшие топлива у ВИНК, имели возможность экспортировать нефтепродукты, извлекая из этих операций прибыль.
В сложившейся ситуации независимый оптовые трейдеры начали сталкиваться с серьезными проблемами, в первую очередь, с ограниченным предложением оптовых партий нефтепродуктов на внутреннем рынке. Результаты биржевых торгов также не внушают оптимизма. Если ранее ВИНКи справедливо упрекали биржи в отсутствии спроса, то сейчас объем заявок на покупку отдельных нефтепродуктов в разы превышает предложение.
Торги нефтью с поставкой в мае начались 22 апреля с тендера «Роснефти». По информации трейдеров, на тендере компания реализовала около 270 тыс. т удмуртского сырья по ценам 12100-12200 руб./т (УУ Мишкино и Малая Пурга). Нефть продана на 800 руб./т дороже по сравнению со средневзвешенной ценой апрельских объемов поволжского сырья.
Компания «Полярное сияние» также провела тендер в пятницу. На тендере реализовано 23 тыс. т нефти по цене 11780 руб./т (УУ Уса), что на 900 руб./т дороже по сравнению со средневзвешенной ценой апрельских объемов сырья производителей Тимано-Печоры.
ТНК-ВР 1 марта продавала на биржах бензин Регуляр-92 со своих НПЗ по ценам 25000-25350 руб./т, а 22 апреля – по 30000-30110 руб./т. По словам трейдеров, эта компания – одна из немногих, реализовывавших бензин в апреле в адрес независимых участников рынка.
«Сургутэкс» регулярно продавал бензины Киришского НПЗ на бирже, при этом 1 марта сделка с Регуляр-92 заключена по цене 25547 руб./т, а 22 апреля топливо реализовано по 29205-29323 руб./т.
Цены на бензины НПЗ ЛУКОЙЛа обычно одни из самых высоких из-за премиального качества и развитости собственного сбыта. Несмотря на это, в апреле автобензин НПЗ ЛУКОЙЛа пользовались высоким спросом на биржевых торгах. С 1 по 22 апреля компания продала на биржах 61,32 тыс. т автобензина, а за весь март – только 7,86 тыс. т. «Роснефть» реализовала на бирже минимальный объем бензинов Самарской группы НПЗ. «Башнефть» продала на биржевых в марте 0,36 тыс. т автобензина, а с 1 по 22 апреля – 11,58 тыс. т. Последняя сделка с бензином Уфимской группы НПЗ на бирже заключена 21 апреля, в этот день продано 1,02 тыс. т Регуляр-92 по цене 26000 руб./т. С 1 по 22 апреля средний объем сделки с Регуляр-92 составил 0,961 тыс. т, Премиум-95 – 0,599 тыс. т и с ДТ летним – 1,771 тыс. т. Участники рынка сходились во мнении, что майские объемы высокооктанового бензина подорожают на спотовом рынке по сравнению с апрельскими, как минимум, на 3000 руб./т, ДТ летнего – на 1000 руб./т, объясняя этот рост цен значительным превышением спроса над предложением.
Мелкооптовые цены на нефтепродукты плавно повышаются на нефтебазах ВИНК. Автобензин, согласно данным «КОРТЕС», дорожает уже месяц, и за этот период средняя по России мелкооптовая цена на Регуляр-92 повысилась на 2%, на Премиум-95 – на 0,8%. Повышение мелкооптовых цен на ДТ летнее на нефтебазах ВИНК продолжается с начала марта, за это время топливо подорожало на 5,1%.
Рост цен на нефтебазах независимых операторов мелкооптового рынка оказался еще более значительным. Только за последние две недели бензины и дизельное топливо в некоторых регионах подорожали на 1000-3000 руб./т. В частности, такая ситуация наблюдалась в Иркутской области, где два мелкооптовых оператора повысили цены на высокооктановый бензин и ДТ летнее на 1900-3000 руб./т. У одного из операторов рынка Амурской области ДТ летнее подорожало на 2500 руб./т. В Самарской области нефтепродукты предлагали с нефтебаз лишь два оператора рынка, у одного из них цены на бензины и ДТ летнее выросли на 1200-1800 руб./т. В Ростовской и Волгоградской областях региональные трейдеры повысили отпускные цены с нефтебаз на 600-1560 руб./т. В Воронежской области цены на высокооктановый бензин и ДТ летнее у трех операторов рынка выросли на 1000-3300 руб./т. Во Владимирской области цены повысили все операторы рынка, при этом у большинства продавцов объемы топлив были ограничены. И это – далеко не исчерпывающий список регионов, в которых выросли мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо.
Более того, участники рынка в регионах жаловались на сокращение запасов моторных топлив на нефтебазах нефтяных компаний и независимых операторов рынка.
Показательна в этой ситуации стабильность цен на бензины и дизельное топливо на заправках ВИНК.
В среднем по России бензин Регуляр-92 4 марта стоил 23.51 руб./л, а 22 апреля – 23.60 руб./л. Дизельное топливо 4 марта стоило 23.77 руб./л в среднем по стране, а 22 апреля – 23.78 руб./л.
Пока ограниченное предложение топлив на спотовом и мелкооптовом рынке замаскировано для рядового потребителя доступностью нефтепродуктов на АЗС нефтяных компаний и стабильным уровнем цен.
Но и это видимое благополучие может в скором времени завершиться.
В минувшую пятницу маржа независимых АЗС по бензину Регуляр-92 и ДТ летнему была значительно ниже 20%-ного порога, составив 11,9% и 14,8% соответственно. Эти показатели рассчитаны на основе цен на нефтебазах ВИНК, а они уже сейчас в ряде регионов прекратили мелкооптовую реализацию нефтепродуктов. Например, если рассчитать маржу АЗС по Алтайскому краю по мелкооптовым ценам независимых владельцев нефтебаз, которые уже закупили дорогие нефтепродукты на спотовом рынке, то маржа АЗС по Регуляр-92 составит минус 1%, по ДТ летнему – всего плюс 3,4%. И это – без учета накладных расходов.
С учетом же сложившейся на внутреннем рынке ситуации нет шансов на повышение маржи АЗС. Значит, независимая розница (а это, по некоторым оценкам, свыше 50% российских АЗС) в лучшем случае начнет повышать цены, закупив подорожавший майский ресурс. В худшем случае часть независимых заправок будет вынуждена остановиться. Надолго ли хватит резервов топлива у нефтяных компаний? Ведь уже сейчас есть информация о вымывании бензина и дизеля с их заправок.
Все это – показатель неустойчивости рынка, ведь на формирование ограниченного предложения топлив на спотовом и мелкооптовом рынке хватило всего двух с половиной месяцев.
Высокооктановый бензин значительно подорожал на спотовом рынке России на фоне ограниченного предложения и начала контрактования майских объемов топлива. Не-сколько производителей намеревались к концу прошедшей недели выйти на рынок с майскими объемами топлив, но в итоге предложение сформировала только компания ТНК-ВР.
Последние сделки с апрельскими объемами бензина производства Рязанской НПК и Саратовского НПЗ на бирже заключены 11 апреля. В этот день Регуляр-92 Рязанской НПК был продан по 27600 руб./т, Премиум-95 – по 28600 руб./т. Регуляр-92 Саратовского НПЗ покупатели тогда приобрели по 27230-27400 руб./т и Премиум-95 – по 28400-28530 руб./т.
Затем до 21 апреля предложение бензинов Рязанской НПК и Саратовского НПЗ на биржевых торгах отсутствовало.
В минувший четверг Регуляр-92 Рязанской НПК и ЯНОСа изначально был предложен на торгах по цене 28000 руб./т и Саратовского НПЗ – по 27800 руб./т. В пятницу на фоне высокого спроса последние сделки с Регуляр-92 этих НПЗ были заключены на бирже СПбМТСБ по ценам 30000-30110 руб./т.
Трейдеры 22 апреля предлагали бензин Регуляр-92 Рязанской НПК, ЯНОСа и Саратовского НПЗ по ценам, близким к 31000 руб./т. Также в четверг на бирже появились предложения бензина Премиум-95 производства Рязанской НПК и ЯНОСа по ценам 29800-29900 руб./т. В пятницу последние сделки с бензином Премиум-95 Рязанской НПК заключены на СПбМТСБ по цене 30400 руб./т, Саратовского НПЗ – 30300 руб./т. Трей-деры 22 апреля реализовывали Премиум-95 производства НПЗ ТНК-ВР по 31400-31600 руб./т в зависимости от завода.
ТНК-ВР проведет аукцион на повышение 25 апреля, в хо-де которого покупателям будут предложены бензины с отгрузкой в мае. Компания установи- ла стартовую цену на Регуляр-92 на уровне 29000 руб./т и Премиум-95 – 30000 руб./т для всех НПЗ. В пятницу участники рынка были уверены, что предложенная продукция будет полностью распродана. «С некоторых НПЗ купить бензин сложно или почти невозможно, – сказал трейдер. – Поэтому не важно, какую цену заявляет продавец. Если объем появляется на рынке – его сразу выкупают».
Для сравнения, на аукционе, состоявшемся 24 марта, стартовые цены на Регуляр-92 Рязанской НПК и Саратовского НПЗ составляли соответственно 25400 и 25600 руб./т, на Премиум-95 – 26200 и 26600 руб./т.
Сделки с Регуляр-92 Рязанской НПК в тот день заключены по ценам 26210-26730 руб./т, Саратовского НПЗ – по 26060- 26530 руб./т. Премиум-95 Рязанской НПК продан по 27310- 28070 руб./т, Саратовского НПЗ – по 26870-27290 руб./т.
В пятницу на бирже был продан Регуляр-92 «Орскнефтеоргсинтеза» по 27320-27520 руб./т. По словам источников на рынке, продавцом ресурса могла быть «РуссНефть», а реализованная продукция будет отгружена в апреле-мае. «Если брать в расчет только компании, которые хоть как-то торгуют на споте, то реалии таковы. Май к апрелю по бензинам – это от плюс 3000 руб./т до плюс 4000 руб./т в зависимости от марки и НПЗ», – прокомментировал ситуацию на спотовом рынке трейдер.
Летнее дизельное топливо продолжило дорожать на спотовом рынке России из-за ограниченного предложения и высокой эффективности экспортных отгрузок. С 18 по 21 апреля экспорт ДТ летнего в Европу в среднем был на 790 руб./т прибыльнее по сравнению с его продажей на спотовом рынке Европейской части России. За предыдущую торговую неделю экспорт был на 1220 руб./т эффективнее, чем реализация на внутреннем рынке. Нетипичная для рынка России ситуация, когда экспорт ДТЛ прибыльнее его продажи внутри страны, наблюдается с третьей декады февраля.
«Рано или поздно цена внутри России должна подтянуться к net-back, иначе производители будут заинтересованы в экспорте, а не в снабжении топливом внутреннего рынка», – сказал трейдер.
В течение недели на бирже заключались сделки с ДТ летним производства Саратовского НПЗ. Если 15 апреля покупатели приобрели топливо по 23400-23500 руб./т, то 22 апреля сделки заключены по ценам 23800-24000 руб./т.
ТНК-ВР фактически стала первым производителем, объявившим ориентировочные цены на майские объемы дизельного топлива. Во второй половине недели компания, по словам трейдеров, продавала на биржах ресурс с отгрузкой в мае, а в минувшую пятницу ТНК-ВР объявила стартовые цены аукциона на повышение, который состоится 25 апреля.
Производитель установил стартовую цену на ДТ летнее Саратовского НПЗ на уровне 23800 руб./т, ЯНОСа – 24200 руб./т и Рязанской НПК – 24300-25500 руб./т в зависимости от марки.
По более высокой цене будет предложено ДТ Л-0,2-62, по мнению участников рынка, из- за ограниченности ресурса у компании, вызванной крупны- ми отгрузками этого топлива сельхозпроизводителям.
В ходе аукциона, состоявшегося 24 марта, ТНК-ВР выставила ДТ летнее Рязанской НПК и Саратовского НПЗ по стартовой цене 23000 руб./т и реализовала топливо по 23010-23180 руб./т. «Мы ожидаем высокий спрос на аукционе. Майские объемы дизеля могут подорожать минимум на 1000 руб./т по сравнению с апрельскими», – прогнозировал брокер.
В ходе биржевых торгов продано ДТ летнее производства ЯНОСа по ценам 22000- 22900 руб./т. По данным трейдеров, «Газпром нефть» реализовала незаконтрактованные остатки топлива с отгрузкой в апреле. Несколько сделок с ДТ летним производства Московского НПЗ заключены по ценам 22300-22400 руб./т. Во второй половине минувшей недели ДТ летнее на базисе Омский НПЗ продано на бирже по ценам 22020-22200 руб./т, тогда как 11 апреля топливо было реализовано по 20500-21030 руб./т.
ДТ летнее «Орскнефтеоргсинтеза» в минувшую пятницу продано на бирже по цене 22100 руб./т. Трейдеры не располагали свободными объемами этого продукта и предполагали, что продавцом этого ресурса могла быть «РуссНефть».
В течение отчетной недели на бирже заключались сделки с ДТ летним производства Киришского НПЗ по ценам 24013-24308 руб./т. Поставщики давальческого сырья располагали ограниченными объемами ДТ летнего и предлагали его не дешевле 24500 руб./т.
Комментарии
Конфереция