ЛУКОЙЛ обзавелся еще одним партнером среди российских компаний - «Роснефтью»

ЛУКОЙЛ обзавелся еще одним партнером среди российских компаний. К «Башнефти», с которой соглашение о сотрудничестве было подписано неделю назад, добавилась «Роснефть». С ней ЛУКОЙЛ намерен взаимодействовать по восьми направлениям, среди которых реализация шельфовых проектов и разработка Наульского месторождения. Таким образом ЛУКОЙЛ стремится застраховаться от политических рисков, предполагают эксперты.
В последнее время ЛУКОЙЛ стал активнее налаживать партнерские отношения с российскими «коллегами по цеху». На прошлой неделе крупнейшая частная нефтяная компания России подписала рамочное соглашение о сотрудничестве с «Башнефтью» в освоении месторождений им. Требса и им. Титова (в СП ЛУКОЙЛу будет принадлежать 25%). Вчера было подписано другое соглашение о сотрудничестве, на этот раз с «Роснефтью».
Свои подписи под текстом соглашения поставили президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов. На подписание документа приехал председатель совета директоров госкомпании Игорь Сечин и привнес в деловое мероприятие неформальную нотку. Дело в том, что на галстуке вице-премьера были изображены зайцы, видимо, подчеркивающие приближение Пасхи. Игорь Сечин зачитал текст подписываемого документа, поздравил стороны и ответил на вопросы журналистов.
По словам вице-премьера, сотрудничество «Роснефти» и ЛУКОЙЛа позволит минимизировать затраты обеих компаний, а также организовать инфраструктуру в регионах их деятельности, к которой впоследствии могут присоединиться на коммерческой основе другие компании. В документе определено восемь направлений сотрудничества.
Среди них «поисково-разведочные работы, разработка и транспортировка углеводородного сырья на лицензионных участках в Ненецком административном округе». ЛУКОЙЛ может принять участие в разработке Наульского, Совет­ского и Лабаганского месторождений «Роснефти». Экономика проектов будет оцениваться, отметил Эдуард Худайнатов. Партнерство позволит «Роснефти» сэкономить на строительстве трубопровода от Наульского и транспортировать нефть через Варандейский терминал ЛУКОЙЛа.
Кроме того, компании в перспективе готовы объединить усилия в реализации шельфовых проектов. ЛУКОЙЛ имеет самый богатый опыт реализации морских проектов, но по действующему законодательству, кроме как на Каспии, на шельфе работать не имеет права. «Если слухи о том, что Chevron собирается выйти из проекта «Вал Шатского», подтвердятся, то ЛУКОЙЛ может легко занять ее место. Не исключено, что «Роснефть» таким образом перестраховывается», — допускает президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. Помимо непосредственного освоения месторождений у компаний есть также взаимная заинтересованность в объектах инфраструктуры на юге, соглашается аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров.
То, что ЛУКОЙЛ все чаще ищет друзей среди российских нефтяных компаний, эксперты объясняют по-разному. «Вагит Алекперов понимает, что его компания находится в зоне серьезных политических рисков, особенно сейчас, когда она лишилась иностранного акционера», — считает г-н Симонов. ЛУКОЙЛ, который было начал спускать на тормозах бизнес в России и все больше внимания обращать на зарубежные проекты, теперь возвращается к попытке наладить дела на российском рынке. «При этом ЛУКОЙЛ поступает достаточно мудро, выбирая партнеров из разных политических лагерей, — рассуждает эксперт. — Единственный партнер рано или поздно задумался бы, как пересмотреть соглашение в свою пользу, в частности изменить структуру акционеров частной компании».
Не исключено, что у ЛУКОЙЛа с ConocoPhillips были оговорены условия сотрудничества с другими компании, как, например, у ВР и ТНК, предполагает аналитик банка «Открытие» Вадим Митрошин. Теперь, когда Conoco полностью вышла из числа акционеров ЛУКОЙЛа, что случилось в начале года, российская компания получила возможность сотрудничать с другими крупными игроками рынка.
Комментарии
Конфереция