Спрос значительно превышает предложение нефтепродуктов, что привело к росту оптовых цен

Российский топливный рынок оказался в сложной ситуации: спрос значительно превышает предложение нефтепродуктов, что ведет к росту цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. На грани выживания оказались независимые участники рынка. Спасать ситуацию придется главе ФАС Игорю Артемьеву, который сегодня проведет с ними совещание по этой проблеме.
По данным мониторинга ИАЦ «Кортес», за последние две недели произошел значительный рост цен на бензин и дизельное топливо на нефтебазах независимых операторов мелкооптового рынка — в среднем на 1—3 тыс. руб./т. Увеличение наблюдалось практически во всех регионах. К тому же у большинства заводов объемы топлива были ограничены в связи с ремонтными работами. Из-за высоких цен маржа независимых АЗС постепенно сокращается. Например, в Алтайском крае на АИ-92 она в ближайшее время составит 1%, по летнему дизельному топливу (ДТ) — всего 3,4% (без учета накладных расходов).
Участники рынка прогнозируют дальнейший рост цен. Так, майские объемы высокооктанового бензина на спотовом рынке по сравнению с апрельскими вырастут еще как минимум на 3 тыс. руб./т, летнего ДТ — на 1 тыс. руб./т. Для сравнения, спотовые цены на АИ-92 с начала года выросли на 8,1%, мелкооптовые — на 4,5%, а розничные, наоборот, упали на 0,8%.
«Значит, независимая розница в лучшем случае начнет повышать цены, закупив подорожавший майский ресурс. В худшем случае часть независимых заправок будет вынуждена остановиться. Надолго ли хватит резервов топлива у нефтяных компаний? Ведь уже сейчас есть информация о вымывании бензина и дизеля с их заправок», — отмечается в отчете «Кортеса».
Не лучшая ситуация складывается и на биржевых площадках. Объем нефтепродуктов, которые выставляются на продажу, в несколько раз превышает спрос, что взвинчивает цены. Так, например, в минувший четверг АИ-92 Рязанской НПК и ЯНОСа сначала был предложен по цене 28 тыс. руб./т, Саратовского НПЗ — по 27,8 тыс. руб./т, а на следующий день на фоне высокого спроса сделки с продукцией этих заводов были заключены по ценам 30—30,11 тыс. руб./т.
«Все это — показатель неустойчивости рынка, ведь на формирование ограниченного предложения топлива на спотовом и мелкооптовом рынках хватило всего 2,5 месяца», — заключают эксперты ИАЦ «Кортес».
Розничные цены в среднем по России остаются стабильными, но, учитывая сложившуюся ситуацию, это затишье скоро будет нарушено, считают отраслевые эксперты.
Комментарии
Конфереция