Интервью с Григорием Сергиенко: как госрегулирование рынка отразилось на независимых продавцах топлива

Премьер-министр Владимир Путин в начале февраля на совещании в Санкт-Петербурге рекомендовал нефтяникам снизить цены на авиакеросин и дизельное топливо. ВИНК отреагировали мгновенно, и цены поползли вниз. О том, как прямое госрегулирование рынка отразилось на независимых продавцах топлива, беседуем с исполнительным директором Российского топливного союза (РТС) Григорием Сергиенко.

Интервью с Григорием Сергиенко: как госрегулирование рынка отразилось на независимых продавцах топлива

Григорий Павлович, как волевое решение премьера по ценам на топливо сказалось на бизнесе независимых продавцов топлива?

— Независимые находятся в состоянии экономического коллапса. После критики Путина нефтяники взяли «под козырек» и понизили розничные цены на своих заправках. Снижены и оптовые цены, но несоразмерно снижению розничных. В результате к концу февраля сложилась чудовищная ситуация. Во многих регионах розничные цены на АЗС ВИНК практически совпадают с оптовыми. А, например, на Дальнем Востоке, где доминирует «Роснефть», топливо на АЗС компании продается дешевле, чем отпускается для оптовиков. Крупные нефтяные компании с диверсифицированным бизнесом это могут себе позволить, ведь их доходы от розницы на фоне остального бизнеса составляют менее 10%.

А для владельца независимой АЗС смысл бизнеса заключается в том, чтобы заработать на марже между оптом и розницей. Реальная торговая наценка колеблется по году — минимальная весной-летом и максимальная — в конце осени и зимой. Ситуация конца 2010 — начала 2011 года стала исключением. Но если усредненная по году маржа окажется ниже 15-20%, встает вопрос о сворачивании бизнеса. Ведь за счет маржи покрываются явные (налоги, зарплата, эксплуатационные расходы) и скрытые (поборы госрегуляторов и т. д.) издержки этого бизнеса. Причем в общественном представлении сложилось устойчивое мнение, что он является сверхприбыльным…

Почти каждый день в РТС звонят, шлют обращения владельцы независимых АЗС, моля о помощи, поскольку сейчас, в таких экономических условиях, работать невозможно. Но на кого жаловаться, кому писать? Сказать Путину, что он не прав? Решение премьера поддерживается и большинством населения, возмущенного резким повышением розничных цен на нефтепродукты в конце прошлого — начале текущего года. Стоит напомнить, что премьер не первый раз «грозит пальцем», а ситуация в розничном бизнесе повторяется — во многом в результате принимаемых правительством макроэкономических решений (изменения налогов, пошлин).

Монополиями можно управлять только административной командой. А в данном случае можно говорить о монополизме, поскольку вся территория России поделена на зоны влияния нефтяных компаний — соответственно размещению принадлежащих им НПЗ. В оптовой торговле ВИНК не конкурируют друг с другом в регионах, вся конкуренция — только в рознице, где АЗС нефтяников соперничают с независимыми заправками.

 Но к росту цен, который вызвал такое раздражение властей, приложили руку и независимые…

— Взрывной рост на дизельное топливо шокировал всех. С ноября по начало февраля цена выросла на 53%.

Такую динамику обусловили разные факторы. Во-первых, дизель был востребован на внешних рынках из-за холодной зимы, а Россия — основной поставщик этого продукта в Европу, которая использует его частично в качестве котельного топлива, а после дополнительной очистки — и как моторное топливо. Во-вторых, бурно росли цены на нефть на мировом рынке, что оказало большое влияние на стоимость российских нефтепродуктов. В-третьих, с 1 января повышались топливные акцизы и изменялся порядок их взимания в зависимости от экологического класса самого топлива. Предстоящее повышение налоговой нагрузки и, соответственно, отпускных цен производителей вынудило трейдеров закупать дизель впрок, что вызвало ажиотаж на рынке. И, наконец, в-четвертых, нефтяное сообщество отреагировало на сообщения о том, что вскоре будут повышены вывозные пошлины на светлые и темные нефтепродукты, что снизило бы доходность ВИНК. Это привело к тому, что нефтяники поспешили заработать на экспорте дизеля. В результате на внутреннем рынке сформировался его дефицит, и начали резко расти розничные цены.

Между тем цены на бензин за этот же период выросли только на уровень прошлогодней инфляции. Весь прошедший год прошел под давлением ФАС, которая активно налагала штрафы на ВИНК. Поэтому нефтяники вели себя сдержанно и даже в объективно складывающихся экономических условиях не стремились подтягивать розничные цены, чтобы не давать очередного повода для ценовых или поведенческих претензий антимонопольной службы и не попасть в «административные жернова».

В конце прошлого года компании стали прикидывать, что будет происходить с ценами на топливо с 1 января 2011 года в связи с предстоящими налоговыми изменениями. С учетом роста мировых цен на сырье ВИНК в ноябре-декабре начали поднимать цены, чтобы до конца истекшего года отыграть инфляцию, а потом с наступлением года адекватно среагировать на изменение макроэкономической ситуации на рынке. Если бы после Нового года цена на бензин сразу подскочила на 2-3 рубля, то у населения это вызвало бы шок. Но, кстати, если в розницу с ноября по февраль цена на АИ-95 поднялась на 8,1%, то в опте — на 15%.

 Какова сейчас доля независимых трейдеров на розничном рынке? И как они получают нефтепродукты?

— По количеству АЗС на долю независимых приходится до 55%, ими реализуется более 62% потребляемых в России нефтепродуктов. Через сети ВИНК, соответственно, проходит около 38% нефтепродуктов, притом что более 80% оптовых внутренних поставок принадлежит им же. В ряде регионов независимые пока преобладают. Это, в частности, Башкортостан, Алтай, Воронежская, Оренбургская, Пензенская, Иркутская, Читинская области.

В оптовом звене независимых трейдеров практически не осталось, при этом мелким оптом ВИНК не занимаются. Если к компании обращается владелец независимой сети АЗС, его отправляют на нефтебазу, которая обслуживает собственную сеть заправок компании. Если там что-то осталось, то отдают на сторону и, понятно, по более высокой цене, чем для «родных» АЗС. Хотя ФАС в свое время принимала решения, которые обязывали нефтяные компании продавать независимым трейдерам примерно такой же объем и по той же цене, но кто это будет контролировать?

 Может ли так случиться, что холдинги попытаются воспользоваться ситуацией и скупят розницу?

— Кого имело смысл купить с учетом экономической привлекательности, холдинги уже купили. Остались некоторые интересные для них крупные сети, но они пока держатся.

Вообще, с момента прихода ВИНК в розницу — примерно с 1998 года — количество независимых АЗС постепенно уменьшалось. Вполне явственно этот процесс прослеживается по числу региональных топливных ассоциаций, которых к началу 2000-х годов было около 40, а сейчас осталось 19. Но нефтяники с годами стали очень привередливы к рознице. Фактически ушла из взаимоотношений ВИНК и независимых АЗС система франчайзинга, активно развивавшаяся в конце 90-х — начале 2000-х годов. Более того, теперь сами ВИНК начинают выводить из оборота свои мелкие АЗС. Например, по внутренним стандартам «ЛУКОЙЛа» заправка считается малорентабельной, если на ней реализуется меньше 4 тыс. литров в сутки. В итоге некоторые населенные пункты вообще остались без АЗС…

 Почему бы независимым не покупать топливо на бирже? Недавно вице-премьер Игорь Сечин рекомендовал нефтяным компаниям продавать 15% всех выпускаемых нефтепродуктов в Санкт-Петербурге, и к его пожеланиям тоже наверняка прислушаются…

— Покупают, но с осторожностью. Выйти на биржу означает разорвать отношения с постоянным поставщиком, а выгоды весьма сомнительны ввиду непостоянства предлагаемых ресурсов или аффилированности проводимых торговых сделок.

Сегодня на нашем так называемом топливном рынке биржи — как пятое колесо в телеге. В первой половине 90-х, когда нефтеперерабатывающие заводы оставались независимыми, то бирж было как грязи, поскольку при наличии множества оптовых продавцов топлива имелась объективная заинтересованность в покупателях. Сейчас же все заводы принадлежат ВИНК, которые, исходя из своих бизнес-интересов, решают, куда им выгоднее направлять добытое сырье — на экспорт или продукцию из него на внутренний рынок. Нефтяникам не всегда экономически выгодно выставлять на бирже предписываемый ФАС объем нефтепродуктов. Но даже если 15% всех выпускаемых нефтепродуктов станет реализовываться на бирже, то сомневаюсь, что цены упадут или будут формироваться на основе реального соотношения спроса и предложения, поскольку ключевые налоги «привязаны» к индексам внешнего рынка. Исходя из этого и внутренние цены определяются на основе паритета равнодоходности с экспортными показателями.

А бирж для такой страны, как Россия, должно быть несколько, чтобы каждая из них учитывала местные особенности, тарифы, условия доставки. Представляете, если с Дальнего Востока покупать партию нефтепродуктов с поставкой через 30 дней? Кто знает, какой спустя это время будет конъюнктура в месте их реализации?

 ФАС может повлиять на оптовые цены?

— 17 февраля на заседании Российского топливного союза присутствовал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, которому представители региональных топливных рынков обрисовали сложившуюся ситуацию. Но я не думаю, что у антимонопольной службы достаточно сил, чтобы заставить компании снижать оптовые цены адекватно административно устанавливаемым розничным, ведь нефтяная отрасль формально не является монопольной, и на нее не распространяются законодательные положения по регулированию цен, как это происходит в случае с естественными монополиями.

Сейчас ФАС намерена продвигать третий законодательный антимонопольный пакет. В первоначальном варианте было предложение заставить ВИНК разделить розницу и опт, что поставило бы все АЗС в равные конкурентные условия. Да и биржевой механизм доступа к ресурсам нефтепродуктов стал бы более востребован. Правда, я сомневаюсь, что это будет позволено реализовать. Поскольку нефтегазовый комплекс обеспечивает 55% поступлений в российский бюджет, то никаких резких движений по переустройству отрасли сейчас никто не допустит. Но намерения здравые. Это повлияло бы и на механизмы ценообразования. Правда, в такой ситуации сложно влиять на розничные цены командами из «руководящих кабинетов», как это было предпринято сейчас, но в этом и состоит преимущество и объективность рыночного ценообразования.

Досье

Григорий Сергиенко

Родился в 1949 году в Харьковской области. Закончил среднее и высшее учебные заведения МВД СССР, имеет высшее техническое образование. Около 30 лет прослужил в системе МВД. Последняя должность — зам. начальника Управления ГУВД Москвы. Полковник в отставке. С 1997 года — в топливном бизнесе, с 1998 года по настоящее время — исполнительный директор Российского топливного союза.

Комментарии
Конфереция