«Рассчитываем, что в апреле до чего-нибудь договоримся», – обещал в начале месяца замглавы Минфина Сергей Шаталов, рассказывая о работе над новой моделью налогов для нефтяников. Однако надежды Минфина завершить в апреле споры с нефтяниками и Минэнерго могут и не оправдаться. По крайней мере в прессе появились сообщения о том, что Минфину и Минэнерго никак не удается согласовать вопросы налоговой реформы в нефтяной отрасли. Между тем в начале февраля премьер Владимир Путин предложил определиться с нефтяными налогами, не дожидаясь лета, чтобы ориентировать нефтяников на инвестиции. «Дискуссия перешла в группы по разработке «Стратегии-2020», но и там эксперты пока не пришли к единому мнению относительно сценария реформы налогообложения нефтяного сектора, – отмечают аналитики «Центра развития» Высшей школы экономики (ВШЭ). «Напомним, что существующая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты делает более выгодным экспорт темных нефтепродуктов, и следовательно, сохранение низкого уровня переработки нефти на российских НПЗ. В результате дискуссий в конце прошлого года было принято решение поднять в ближайшие годы ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на добычу нефти, но зато снизить ставку экспортной пошлины на бензин и приподнять на темные нефтепродукты, выравняв их, и сбалансировать прочие интересы с помощью экспортной пошлины на нефть».
Между тем спор о налогах, похоже, только разгорается. В частности, специалисты Экономической экспертной группы (ЭЭГ) в конце марта выступили с сенсационным заявлением о том, что переработка нефти в России экономически бессмысленна и приносит стране колоссальные убытки. Тонна сырой нефти стоит сегодня гораздо больше, чем все продукты перегонки, которые получают из нее российские химики и нефтяники. По экономической логике нефтепереработку в России нужно немедленно прекратить, предприятия – обанкротить, а потребителей перевести исключительно на импортное топливо, полагают они. А правительственная политика налоговых льгот для нефтяников глубоко ошибочна, поскольку не стимулирует нефтяные компании к модернизации, а только субсидирует сохранение отсталых производств за счет бюджета и других налогоплательщиков. Впрочем, Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН) явно не согласна с озвученными радикальными предложениями. «Как известно, доход, получаемый от единицы энергоресурсов нефти при использовании ее на предприятиях нашей страны и исчисленный в объеме внутреннего валового продукта, более чем в 10 раз превышает доход от продажи этой единицы энергоресурсов другим странам по международным ценам (кумулятивный эффект) и при этом обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, что для нашей страны в последние годы стало весьма актуально», – пишет глава АНН Виктор Рябов.
Однако на деле ситуация складывается не столь благополучно. «С 2005 по 2009 год средний уровень глубины переработки нефти на российских НПЗ увеличился лишь с 69 до 71,8%, – поясняет директор департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Александр Шток. – При этом одними налогами изменить ситуацию вряд ли получится». А по данным АНН, глубина переработки нефти в России в 2010 году не увеличивалась, а снижалась.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин напоминает, что существующие в России избыточные мощности НПЗ используются в основном для производства низкокачественного мазута, из которого в Европе делают бензин и другие виды топлива. «Естественно, что всякая добавочная стоимость при этом для нас теряется, – говорит он. – Поэтому и выходит, что гораздо логичнее гнать на экспорт сырую нефть. Выход – сокращать количество отечественных НПЗ, оставляя лишь те из них, кто производит высококачественные сорта топлива с высокой степенью добавленной стоимости».
Однако, как отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров, для того, чтобы определиться с налоговой системой, надо ответить на главный вопрос – чего мы хотим от нефтегазового комплекса? Использовать его как базу для модернизационного и технологического рывка или для подпитки бюджетного дефицита? «Система, предполагающая снижение пошлины на нефть, приведет к увеличению привлекательности простого экспорта сырца, то есть отбросит нас на десятилетия назад и ухудшит перспективу создания новых высокотехнологичных производств, – считает он. – Ведь система пошлин, действовавшая до 2011 года, была направлена как раз на то, чтобы увеличить переработку внутри страны. И она этого добилась. Следующая задача – увеличить глубину переработки, но пока ни одна из предложенных систем серьезно это не стимулирует». То, что российская переработка неэффективна, – не повод для ее уничтожения, уверен Александров. При этом примеры успешных нефтехимических производств в России есть, и это примеры действительно уникальные, дающие стимул развитию целого комплекса предприятий в металлургии и машиностроении, инжиниринге и логистике.
«Из России удобно (именно удобно, а не выгодно) экспортировать нефть, так как экспорт высокого передела требует как минимум налоговой стабильности, кредитной доступности, усилий в маркетинге, – продолжает аналитик. – Но это значит лишь то, что надо создавать благоприятные условия для глубокого передела. Нельзя считать только налоговые поступления от экспорта нефти и первичных нефтепродуктов, поскольку переработка внутри страны существенно расширит саму налоговую базу, а это повысит устойчивость всей экономики».
Сравнение нефтеперегонных заводов по индексу технического совершенства |
|
Страна, регион, завод |
индекс Нельсона* |
США |
9,57 |
Евросоюз |
7,18 |
Россия в среднем |
4,72 |
Хабаровский НПЗ |
2,24 |
Краснодарэконефть |
1,93 |
Туапсинский НПЗ |
1,31 |
Афипский НПЗ |
1 |
Уфанефтехим |
7,40 |
Омский НПЗ |
5,44 |
Весь мир в среднем |
9,57 |
Показатель комплексности нефтепереработки. |