23.03.2011 11:18
Комментарии: 0
Просмотры: 357
Антимонопольный комитет (АМКУ) нашел виновных в подорожании бензина в конце прошлого–начале этого года. Комитет счел, что владельцы сетей WOG, "Oкко" и Shell необоснованно и одновременно подняли отпускные цены на своих АЗС и потому должны быть оштрафованы на общую сумму 150 млн грн. Будут ли оштрафованы ТНК-ВР и "Лукойл", пока не решено. Скорее всего власти решили наказать только импортеров, а производителям, да еще и имеющим российские корни, вряд ли что-то угрожает, отмечают эксперты.
Компания "Континент Нафто Трейд" (сеть АЗС WOG) была оштрафована на 93 млн грн, "Окко-Нафтопродукт" ("Oкко") – на 32 млн грн, "Альянс Холдинг" (Shell) – на 25 млн грн. "Эти компании в течение декабря 2010-го–первой декады января 2011 года одновременно до одинакового уровня повышали розничные цены на бензины Aи-92 и Aи-95,– говорится в сообщении Антимонопольного комитета (АМКУ).– Комитет не обнаружил объективных факторов для таких согласованных действий". В частности, по данным АМКУ, импортируемые компаниями нефтепродукты для реализации на внутреннем рынке закупались по разным ценам и доставлялись на АЗС различными способами.
По данным консалтинговой компании UPECO, с 10 декабря 2010 года по 10 января 2011 года рост цен на бензин Аи-95 на АЗС WOG, "Oкко", Shell составил 5,5-6,2%, до 8,55-8,59 грн/л. Это привело к увеличению средних цен по Украине на 6%, до 8,25 грн/л. После этого 4 января АМКУ возбудил дело по факту резкого повышения цен в отношении компаний "Континент Нафто Трейд", "Окко-Нафтопродукт", "Альянс Холдинг", а также "Кершер" (ТНК-ВР) и "Лукойл-Украина". Решение по последним двум пока не принято. Комитет выделил расследование по этим компаниям в отдельное производство, после того как они предоставили дополнительную информацию.
Выставленные АМКУ штрафы намного ниже, чем ожидалось,– всего 1% от выручки нефтетрейдеров за девять месяцев прошлого года, хотя закон дает возможность штрафовать до 10% годовой выручки. Ранее министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявлял, что АМКУ может оштрафовать нефтетрейдеров на сумму до 1 млрд грн.
Трейдеры не согласны с решением АМКУ. По словам пресс-секретаря Shell Анны Думанской, в ее компании считают, что для вынесения такого решения не было достаточных юридических и экономических обоснований, и трейдер для защиты своих интересов может обратиться в суд. Не исключают такой возможности и в остальных компаниях. "Рост цен на нефтепродукты в декабре был связан с подорожанием нефти на мировых рынках. А все оштрафованные компании являются чистыми импортерами, закупающими топливо по ценам, привязанным к мировым котировкам",– рассказал источник в компании "Континиум", управляющей сетью WOG.
Эксперт Центра им. Разумкова Владимир Омельченко считает, что за решением АМКУ штрафовать исключительно импортеров нефтепродуктов стоит желание власти создать стимулы для собственников отечественных НПЗ инвестировать в модернизацию принадлежащих им нефтеперерабатывающих мощностей. "Помимо этого, власти не хотят вносить напряжение в украинско-российские взаимоотношения, ведь обе компании имеют материнские структуры в России",– отмечает он. По мнению господина Омельченко, цены на нефтепродукты в конце 2010-го–начале 2011 годов все равно выросли бы. "На протяжении последних четырех месяцев цена барреля нефти в мире поднялась с $85 до более $100. Кроме того, с 2011 года в Украине повысились до 40% акцизы на нефтепродукты. Но то, что все нефтетрейдеры повысили цены практически одновременно, и вызывает вопросы",– сообщил господин Омельченко. По его оценкам, до середины апреля объективная цена на самый популярный бензин Аи-95 должна составить 9,6-10,2 грн/л.
Партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский полагает, что у нефтетрейдеров высокие шансы добиться отмены штрафов в суде. "Примеров, когда суды отменяли штрафы, достаточно как в Украине, так и в других странах. Этому способствует специфика бизнеса: ведь цены на стелах АЗС являются публичными, и любая компания может их корректировать под себя",– отмечает он. В АМКУ судов не опасаются. "Коэффициент взаимной корреляции между теми тремя трейдерами, которых мы оштрафовали, был 0,98. А процессы считаются связанным при коэффициенте 0,75. Поэтому мы полагаем, что они оштрафованы справедливо",– заявил уполномоченный АМКУ Николай Барыш.
Компания "Континент Нафто Трейд" (сеть АЗС WOG) была оштрафована на 93 млн грн, "Окко-Нафтопродукт" ("Oкко") – на 32 млн грн, "Альянс Холдинг" (Shell) – на 25 млн грн. "Эти компании в течение декабря 2010-го–первой декады января 2011 года одновременно до одинакового уровня повышали розничные цены на бензины Aи-92 и Aи-95,– говорится в сообщении Антимонопольного комитета (АМКУ).– Комитет не обнаружил объективных факторов для таких согласованных действий". В частности, по данным АМКУ, импортируемые компаниями нефтепродукты для реализации на внутреннем рынке закупались по разным ценам и доставлялись на АЗС различными способами.
По данным консалтинговой компании UPECO, с 10 декабря 2010 года по 10 января 2011 года рост цен на бензин Аи-95 на АЗС WOG, "Oкко", Shell составил 5,5-6,2%, до 8,55-8,59 грн/л. Это привело к увеличению средних цен по Украине на 6%, до 8,25 грн/л. После этого 4 января АМКУ возбудил дело по факту резкого повышения цен в отношении компаний "Континент Нафто Трейд", "Окко-Нафтопродукт", "Альянс Холдинг", а также "Кершер" (ТНК-ВР) и "Лукойл-Украина". Решение по последним двум пока не принято. Комитет выделил расследование по этим компаниям в отдельное производство, после того как они предоставили дополнительную информацию.
Выставленные АМКУ штрафы намного ниже, чем ожидалось,– всего 1% от выручки нефтетрейдеров за девять месяцев прошлого года, хотя закон дает возможность штрафовать до 10% годовой выручки. Ранее министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявлял, что АМКУ может оштрафовать нефтетрейдеров на сумму до 1 млрд грн.
Трейдеры не согласны с решением АМКУ. По словам пресс-секретаря Shell Анны Думанской, в ее компании считают, что для вынесения такого решения не было достаточных юридических и экономических обоснований, и трейдер для защиты своих интересов может обратиться в суд. Не исключают такой возможности и в остальных компаниях. "Рост цен на нефтепродукты в декабре был связан с подорожанием нефти на мировых рынках. А все оштрафованные компании являются чистыми импортерами, закупающими топливо по ценам, привязанным к мировым котировкам",– рассказал источник в компании "Континиум", управляющей сетью WOG.
Эксперт Центра им. Разумкова Владимир Омельченко считает, что за решением АМКУ штрафовать исключительно импортеров нефтепродуктов стоит желание власти создать стимулы для собственников отечественных НПЗ инвестировать в модернизацию принадлежащих им нефтеперерабатывающих мощностей. "Помимо этого, власти не хотят вносить напряжение в украинско-российские взаимоотношения, ведь обе компании имеют материнские структуры в России",– отмечает он. По мнению господина Омельченко, цены на нефтепродукты в конце 2010-го–начале 2011 годов все равно выросли бы. "На протяжении последних четырех месяцев цена барреля нефти в мире поднялась с $85 до более $100. Кроме того, с 2011 года в Украине повысились до 40% акцизы на нефтепродукты. Но то, что все нефтетрейдеры повысили цены практически одновременно, и вызывает вопросы",– сообщил господин Омельченко. По его оценкам, до середины апреля объективная цена на самый популярный бензин Аи-95 должна составить 9,6-10,2 грн/л.
Партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский полагает, что у нефтетрейдеров высокие шансы добиться отмены штрафов в суде. "Примеров, когда суды отменяли штрафы, достаточно как в Украине, так и в других странах. Этому способствует специфика бизнеса: ведь цены на стелах АЗС являются публичными, и любая компания может их корректировать под себя",– отмечает он. В АМКУ судов не опасаются. "Коэффициент взаимной корреляции между теми тремя трейдерами, которых мы оштрафовали, был 0,98. А процессы считаются связанным при коэффициенте 0,75. Поэтому мы полагаем, что они оштрафованы справедливо",– заявил уполномоченный АМКУ Николай Барыш.
Комментарии