Челябинское УФАС России оправдало ЛУКОЙЛ

Челябинское УФАС России с 2007 года осуществляет еженедельный мониторинг розничных и оптовых цен на нефтепродукты в Челябинской области и с 1996 года проводит ежегодный анализ рынка розничной и оптовой реализации нефтепродуктов Челябинской области.
В результате изучения рынков нефтепродуктов еще в 1996 году антимонопольным органом в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, было включено АО «ЛУКОЙЛ-Челябинскнефтепродукт», поскольку занимало на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории Челябинской области 76,7 % и 95,7 % соответственно.
Однако развитие конкуренции на рынке оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в последние годы привело к появлению новых продавцов на территории Челябинской области: ООО «Газпромнефть-Челябинск» (Торговая марка «Газпром», «Сибнефть»), ООО «Компьютер ЛТД-1» (Торговая марка «Челнефть»), ООО «ОПТАН-Челябинск» (Торговая марка «Оптан»), ИП Казыханова Ф.М. (Торговая марка «Челнефть»), ООО «Регион» (Торговая марка «Башнефть»).
В настоящее время ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на территории Челябинской области осуществляет оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, но его доля на рынке оптовой торговли нефтепродуктов сократилась и составляет менее 50%, в связи с чем компания была исключена из реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
Однако на рынке розничной торговли нефтепродуктами на территории г. Челябинска по маркам моторного топлива АИ-92, АИ-95, АИ-98 и ДТ и г. Златоуста по маркам моторного топлива А-76, АИ-92, Аи-95 и Дт доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» по-прежнему составляет более 50%, и компания занимает доминирующее положение на данных товарных рынках.
Стоит отметить, что на территории Челябинской области нет нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов. Все нефтепродукты в Челябинскую область поступают из других регионов, на территории которых расположены заводы-изготовители — Республики Башкортостан, Пермского края, Нижегородской области, Омской области, Свердловской области, г. Москвы. Как показал анализ рынка, границы рынка оптовой торговли нефтепродуктами не ограничиваются Челябинской областью, а данный рынок является межрегиональным.
Челябинским УФАС России в ходе осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов не было установлено признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке розничной торговли нефтепродуктами в виде установления монопольно высокой (экономически необоснованной) цены, поскольку ОАО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» является вертикально интегрированной структурой и рост цен вызван не действиями компании на розничном и оптовом рынке на территории Челябинской области, а действиями нефтеперерабатывающих заводов, которых на территории Челябинской области нет.
18 февраля 2011 года Комиссия Пермского УФАС России признала факт нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены на моторное топливо (автомобильный бензин, дизельное топливо) на рынке оптовой реализации в границах Пермского края. По результатам рассмотрения дела ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Комиссии Пермского УФАС России доказано, что установление ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» монопольно высокой цены на оптовом рынке реализации нефтепродуктов привело к повышению цен на розничном рынке реализации бензина и дизельного топлива.
Таким образом, исполнение ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» предписания Пермского УФАС России послужит основанием к снижению оптовых (отпускных) цен на нефтепродукты у завода-изготовителя, и, как следствие, к снижению розничных цен на АЗС, в том числе на территории Челябинской области.
Центральным аппаратом ФАС России 9 февраля 2011 года возбуждено три дела по признакам установления монопольно высокой цены на рынке оптовой торговли нефтепродуктами на территории РФ в отношении компаний ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО НК «Роснефть».
Указанные меры должны привести к снижении цены нефтепродуктов по всей цепочке – от нефтеперерабатывающих заводов до АЗС.
Комментарии
Конфереция