Антимонопольный комитет Украины может оштрафовать нефтетрейдеров на 1 млрд грн за повышение цен

Кабмин грозит применить жесткие санкции в отношении нефтетрейдеров за подорожание топлива. Некоторые компании могут быть оштрафованы на сумму до 1 млрд грн, а иные АЗС и вовсе закрыты. В правительстве требуют снизить цены на Аи-95 до 9,5 грн/л, а на дизтопливо – до 9 грн/л. Пока эти условия соблюдают лишь некоторые сети, в большинстве своем продающие топливо украинского производства.
Вчера министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что Антимонопольный комитет (АМКУ) может оштрафовать нефтетрейдеров на сумму до 1 млрд грн за стремительное повышение цен на бензин марок Аи-95 и Аи-92. АМКУ должен объявить о своем решении сегодня. "Наибольшие шансы получить штраф имеют те компании, которые завышают цены и не укладываются в ценовой коридор, установленный экспертно-аналитической группой",– рассказал высокопоставленный источник в Минэнерго.
Напомним, в пятницу премьер-министр Николай Азаров сообщил, что автозаправочные станции, продающие бензин дороже предельной цены, установленной экспертно-аналитической группой при Кабмине (9,5 грн за литр Аи-95, 9 грн за литр дизельного топлива), могут быть закрыты. "У нас более чем достаточно заправок, поэтому можно вот такую меру применить",– сказал господин Азаров. "Правительство сегодня оказывает колоссальное давление на нефтетрейдеров, чтобы заставить их снизить цены до рекомендованного группой уровня,– отметил генеральный директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.– Но формально повлиять на стоимость топлива Кабмин не может, поскольку предельная цена – лишь рекомендованная, и под рекомендацией подписываются далеко не все трейдеры". Поэтому, по словам господина Куюна, Кабмин начал использовать для давления на трейдеров АМКУ.
Вчера директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго Константин Бородин заявил, что уровня цен на бензин Аи-95 и дизтопливо, установленного экспертно-аналитической группой, придерживаются на своих АЗС лишь "Лукойл", ТНК-ВР и сети, торгующие топливом "Укртатнафты" ("Укрнафта", "Сентоза", ANP). "Цены держат в основном украинские производители, а не импортеры",– отметил он. По словам аналитика компании UPECO Александра Сиренко, по состоянию на понедельник требование предельных цен на топливо не соблюдали 1350 из 5000 АЗС. "Это в основном сети импортеров нефтепродуктов – 'Окко' ('Галнафтогаз'), WOG ('Континиум') и Shell",– сказал господин Сиренко. По его мнению, производители могут продавать топливо дешевле, так как закупили нефть для переработки еще в феврале, а для импортеров цены меняются еженедельно.
В вопросе насыщения рынка топливом правительство делает ставку на НПЗ, заявил вчера Юрий Бойко. Украинские нефтеперерабатывающие заводы, по его мнению, в состоянии обеспечить страну собственным топливом. "Мощностей украинских НПЗ хватает, потому что они сегодня загружены всего на 30%. К этому привела протекционистская политика в отношении импортеров",– сказал министр в минувшее воскресенье в интервью "Пятому каналу". Он пояснил, что сейчас не время вводить пошлины на импорт, потому что в результате кризиса в Северной Африке на рынке нефти и нефтепродуктов сложилась напряженная ситуация. Однако в правительстве вернутся к этому вопросу, как только ценовая ситуация стабилизируется. В пресс-службе ООО "ТНК-ВР Коммерс" вчера напомнили, что от решения относительно пошлин на импорт горючего будет зависеть, остановится Лисичанский НПЗ или нет. При выравнивании конкурентной среды компания готова осуществить переход на выпуск бензинов уровня "Евро-5" и увеличить объемы производства и поставки топлива на внутренний рынок, сообщили в "ТНК-ВР Коммерс". В противном случае завод может быть закрыт.
Глава Минэнерго в свою очередь отметил, что задача компании – обеспечить загрузку НПЗ. "Что, собственно говоря, мы и сделаем, как только стабилизируется ценовая политика и уладится кризис на рынке нефтепродуктов",– сказал Юрий Бойко. В пресс-службе Минэкономразвития вчера пояснили, что начатое в феврале специальное расследование в отношении импортеров нефтепродуктов не закончено – скорее всего оно будет продолжено до середины апреля в связи с кризисной ситуацией на рынке.
Комментарии
Конфереция