Игорь Сечин рекомендовал продавать нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже

Вице-премьер Игорь Сечин рекомендовал нефтяным компаниям сосредоточить продажи на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (МТСБ). Фактически правительство взяло курс на борьбу с размыванием ликвидности на нескольких биржевых площадках — число нефтяных бирж будет сокращено до одной, хотя пока и "рекомендациями" вице-премьера. Одновременно Сечин поручил бирже интенсифицировать торговлю фьючерсами на нефтепродукты.

Вице-премьер Игорь Сечин "рекомендовал" крупным нефтекомпаниям продавать нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. "Рекомендовать вертикально интегрированным нефтяным компаниям организовать сбыт нефтепродуктов в размере не менее 15% от производимых объемов через ЗАО "Санкт-петербургская международная товарно-сырьевая биржа"",— говорится в протоколе совещания у вице-премьера, состоявшегося 14 февраля. Одновременно вице-премьер дал указание ФСФР и Минэнерго совместно с МТСБ и другими заинтересованными структурами "принять необходимые меры по интенсификации фьючерсных торгов нефтепродуктами".

Нефтяные компании уже прислушались к рекомендациям вице-премьера. Согласно мониторингу ИАЦ "Кортес", объем торгов на конкурирующей с МТСБ Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (МБНК) упал почти в пять раз, зато объемы МТСБ выросли вдвое. В период мониторинга с 21 по 25 февраля на МБНК было продано 13 тыс. тонн нефтепродуктов (5,7%), а на МТСБ — 209 тыс. тонн (92%), оставшаяся часть была продана на бирже "Санкт-Петербург". Месяц назад (период мониторинга 17-21 января) на МБНК было продано 65 тыс. тонн нефтепродуктов (35%), а на МТСБ — 106 тыс. тонн, или 58% от общего объема торгов.

На прошлой неделе решение правительства по созданию биржевого монополиста подверг критике глава Российского газового общества, вице-спикер Госдумы и председатель биржевого совета МБНК Валерий Язев. По его словам, действия правительства по концентрации производителей на МТСБ носят "несистемный характер" — биржевых площадок должно быть много, чтобы они могли конкурировать друг с другом. В компаниях комментировать рекомендации вице-премьера отказались. На условиях анонимности там заявили, что предпочли бы сохранение конкуренции между биржами. В компаниях также выступили против запуска торгов фьючерсами на нефтепродукты — если экспортные пошлины и цена экспортной альтернативы привязаны к мировым ценам, то торговля фьючерсами грозит лишь убытками.

Напомним, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вернулась к обсуждению формулы конкурентной цены на нефтепродукты на основе экспортной альтернативы (netback) и подготовила поправки к антимонопольному законодательству, призванные исключить манипулирование ценами на бирже нефтепродуктов — с этого и началась "биржевая кампания". В начале февраля 2011 года вопрос о ценах на нефтепродукты был вынесен на уровень премьер-министра Владимира Путина. Результатом стало указание компаниям снизить цены, а также постановление правительства, обязывающее крупные нефтяные компании регистрировать все свои внебиржевые сделки на МТСБ. Неделю спустя господин Путин дал указание крупнейшим государственным потребителям нефтепродуктов, Минобороны и МВД, выйти на биржу в качестве покупателей. Эта мера должна была решить главную проблему биржевой торговли нефтепродуктами — недостаточную ликвидность. Рекомендуя нефтяникам сосредоточить продажи на МТСБ, Игорь Сечин предотвращает "размывание" и без того недостаточной ликвидности по нескольким площадкам.

Хотя "рекомендация" вице-премьера фактически уничтожает бизнес бирж—конкурентов МТСБ, в ФАС, похоже, не усматривают в его действиях нарушения закона "О защите конкуренции": представители ФАС вчера не стали комментировать ситуацию. Как пояснил высокопоставленный источник в МТСБ, концентрируя биржевые торги на одной площадке, правительство реализует цели, заявленные Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию еще в 2006 году,— превратить рубль в резервную региональную валюту, обеспечив его российской нефтью, продаваемой на бирже за рубли. Начать реализацию этого плана МТСБ намерена с запуска торгов контрактами на нефть ВСТО на Сингапурской бирже с последующим переносом торгов контрактом в Санкт-Петербург.

На условиях анонимности эксперты крайне скептически оценивают перспективы этого проекта. "Российской нефтью невозможно торговать на бирже, ее очень мало",— полагает эксперт, напоминая, что попытки правительства регулировать внутренний рынок нефтепродуктов уже привели к тому, что рынок стал неинтересен для компаний. "Все идет к тому, что у компаний будет только цена нефти на входе и цена бензина на своей заправке. Кончится все это регулируемыми ценами — правительство будет договариваться с нефтяниками о фиксированной цене в обмен на какие-нибудь налоговые льготы",— полагает эксперт. Что же касается продажи российской нефти за рубли на экспорт — "сузится круг покупателей, а рублевые валютные риски будут перенесены в цену нефти", прогнозирует собеседник. Перспективу запуска торгов фьючерсами на российской биржевой инфраструктуре называют утопией и трейдеры. Крупные игроки, по их прогнозам, никогда не согласятся торговать производными инструментами по российскому праву, уже сотню лет предпочитая британскую юрисдикцию.

Комментарии
Конфереция