Российская марка нефти Urals может встать в один ряд с североморской Brent

У российской марки нефти Urals появился шанс встать в один ряд с североморской Brent из-за сокращения поставок ливийской нефти, считают в Мировом энергетическом агентстве (МЭА). Такой сценарий вероятен, но только в случае, если народные волнения охватят все нефтедобывающие североафриканские страны, считают отечественные эксперты.
Как указывают в МЭА, из-за беспорядков в Ливии практически все мировые компании, на которые приходится 72% добычи в стране, сократили или полностью прекратили добычу нефти. Судьба месторождений до сих пор неизвестна. Эксперты агентства делают выводы, что наиболее близкая по качеству замена ливийской нефти — это сырье Каспия, Алжира, Северного моря и Западной Африки.
Ранее основной объем экспорта нефти из Ливии приходился на Европу. В прошлом году страна экспортировала в страны, входящие в МЭА, 1,2 млн барр. нефти в сутки. Треть поставок приходилось на Италию, немалые объемы — на Францию и Германию.
На фоне всеобщего роста цен нефть Urals за последнюю неделю подскочила в цене на 6,05 долл. и достигла 106,54 долл. за баррель, что ниже, чем Brent, и выше WTI. Такой скачок цен на фоне назревающего мирового нефтяного дефицита весьма выгоден производителям этого сорта, в первую очередь «Роснефти», ЛУКОЙЛу, «Сургутнефтегазу», «Газпром нефти», ТНК-BP и «Татнефти».
Аналитик нефтегазового отдела ИК «Велес Капитал» Василий Танурков соглашается, что у России есть определенные возможности увеличить объемы продаж Urals. «На данный момент из оборота выпало 1,6 млн барр. ливийской нефти в день, и компенсировать этот недостаток в полной мере может только Саудовская Аравия», — считает он. По оценкам г-на Тануркова, объем поставок нефти из России может увеличиться не больше чем на 5%. В противовес России Саудовская Аравия обладает огромным количеством незадействованных мощностей, что в сырьевом эквиваленте составит порядка 4 млн барр. в день, против 1 млн барр. российской Urals соответственно, добавил эксперт.
Сомневается в выводах МЭА и аналитик ИК «Уралсиб» Алексей Кокин. «Так как Urals по качеству на порядок ниже ливийской, то это будет первым критерием, по которым наша марка не сможет ее заменить», — отмечает он. Тем не менее разница между Urals и Brent может сократиться (до 4 долл. против 6 сейчас). Стоимость российской марки добавит и возросший спрос европейских потребителей. Но и это все временно, и с урегулированием ситуации в мятежных странах Brent вновь увеличит отрыв от Urals.
Начальник отдела инвестанализа ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров, напротив, видит перспективы российской марки. «Да, безусловно, Россия могла бы заменить ливийскую нефть, но на ее пути стоит ряд препятствующих факторов: технологические возможности, логистика, низкая (по сравнению с южными НПЗ) интенсивность добычи. Сейчас темпы роста добычи российской нефти составляют порядка 1% в год, что не сможет покрыть все ливийские «пустоты», — подчеркнул аналитик.
Комментарии
Конфереция