"Спотовый рынок нефтепродуктов" за 21-25 февраля 2011 года

На прошедшей неделе цены на автомобильный бензин изменились незначительно во всех сегментах российского рынка: на спотовом рынке Нормаль-80 в среднем по России подешевел на 246 руб./т, до 25219 руб./т. Снижение средних по стране цен на Регуляр-92 и Премиум-95 было еще менее существенным.
На спотовом рынке автобензина сложилась необъяснимая с точки зрения типичных принципов его работы ситуация. Нефтяные компании со второй половины прошедшей недели предлагали мартовские объемы бензинов, но цены на них не выросли по сравнению с ценой февральских ресурсов, хотя поводов к удорожанию автобензина на спотовом рынке было предостаточно.
С 21 по 24 февраля экспорт бензина Регуляр-92 был в среднем на 2600 руб./т прибыльнее его продажи на рынке Европейской части России. В течение этого периода прибыльность экспорта Регуляр-92 росла, и 24 февраля средняя цена на рынке Европейской части России была уже на 3250 руб./т ниже экспортного эквивалента. Раньше столь значительное превышение экспортным эквивалентом цен на внутреннем рынке означало лишь одно – «осушение» спотового рынка из-за увеличения отгрузок на экспорт и неминуемый рост цен в России.
Два других повода к удорожанию ресурсов с отгрузкой в марте – оживление спроса на моторное топливо на внутреннем рынке с наступлением весны и начало сезонных профилактических работ на российских НПЗ также не отразились на ценах. «Роснефть» 24-25 февраля продавала на биржах нефтепродукты с отгрузкой в марте, но по ценам, актуальным в отношении февральских объемов.
Так, цена бензина Регуляр-92 Самарской группы НПЗ составляла 24000 руб./т, Премиум-95 – 25500 руб./т. ТНК-ВР 24 и 25 февраля провела на СПбМТСБ аукционы на повышение. Компания продала 15,12 тыс. т бензина Регуляр-92 и 8,64 тыс. т – Премиум-95. Цены сделок превысили стартовый уровень на 70- 300 руб./т, а в большинстве сессий участвовало не более трех покупателей. «Аукцион, на мой взгляд, прошел «вяло», – сказал участник рынка. – Я ожидал более высокие цены сделок». Уже сейчас наблюдаются все необходимые факторы, которые при прочих равных должны привести к формированию ограниченного предложения на рынке – рост мировых цен на нефть и нефтепродукты и искусственное сдерживание цен на внутреннем рынке. В такой ситуации можно с уверенностью полагать, что производители воспользуются любыми возможностями для наращивания объемов экспорта нефтепродуктов в марте. На мелкооптовом рынке бензины за неделю подешевели менее чем на 150 руб./т в среднем по России. Средняя по стране цена АЗС на Нормаль-80 не изменилась, а Регуляр-92 и Премиум-95 подешевели в пре- делах 8 коп./л. По сравнению с 4 февраля, средняя по России цена бензина Регуляр-92 снизилась на 1.02 руб./л, а Премиум-95 – на 0.87 руб./л. «Нефтяные компании, похоже, завершили снижение розничных цен, – сказал участник рынка. – Теперь главный вопрос – что будет со свободными объемами в марте».
На спотовом рынке дизельного топлива сложилась еще более парадоксальная ситуация, чем на рынке бензинов.
Объяснить снижение цен на зимнее дизельное топливо, при желании, возможно. Во-первых, ДТ зимнее – это сезонный продукт, и закупка его сейчас означает поставку через две или три недели, когда во многих регионах России уже можно будет использовать ДЗп -15°С или ДТ летнее.
Во-вторых, не стоит забывать об административном факторе. Изначально к нефтяным компаниям предъявлялись претензии именно в отношении цен на зимнее дизельное топливо. С этой точки зрения неудивительно, что ДТ зимнее продолжало дешеветь по инерции даже на фоне морозной погоды, установившейся во второй половине февраля.
Ситуация на рынке летнего дизельного топлива не поддается логическому объяснению.
Зимой основные экспортные сорта дизельного топлива для российских НПЗ – ДТ летнее и ДЗп -15°С. Производители обычно не предлагают на спотовом рынке России эти марки дизельного топлива дешевле экспортного эквивалента, даже несмотря на невысокий спрос Со второй половины прошедшей недели производители начали реализовывать мартовские объемы нефтепродуктов, и цена на ДТ летнее должна была вырасти сразу из-за ряда объективных факторов.
Так, с 21 по 24 февраля экспорт ДТ летнего был в сред- нем на 1370 руб./т прибыльнее его продажи на спотовом рынке Европейской части России.
На протяжении этого периода экспортный эквивалент для ДТЛ рос, и в результате 24 февраля экспорт продукта был уже на 2000 руб./т прибыльнее его продажи на внутреннем рынке.
Для российского рынка бензинов net-back – это расчетный ориентир и далеко не определяющий фактор для цен.
Для рынка летнего дизельного топлива экспортный эквивалент, напротив, является одним из важнейших факторов, влияющих на динамику цен в России. Причина заключается в том, что у нефтяных компаний никогда не возникают сложности с размещением дополнительных объемов газойля на экспортных рынках. Тем не менее, цена летнего дизельного топлива на спотовом рынке России, не выросла вслед за экспортным эквивалентом, как должна была, а, наоборот, снизилась.
Крупнейшим продавцом летнего ДТ на биржах была «Роснефть». Компания на про- шедшей неделе не корректировала цены на ДТЛ, несмотря на то, что с 24 февраля она продавала мартовские объемы нефтепродуктов. «На рынке летнего дизеля складывается опасная ситуация.
Мы или увидим коррекцию цен под экспортный эквивалент, или уже в середине марта столкнемся с ограниченным предложением», – выразил свои опасения трейдер.
На АЗС средняя по России цена дизельного топлива за неделю снизилась на 7 коп./л.
За последние три недели ДТ подешевело на заправках на 1.97 руб./л. «Нефтяники исполнили распоряжение снизить цены. Кому приходится несладко, так это независимым сетям АЗС, которые только-только заканчивают распродавать купленные ранее «дорогие» объемы», – сказал участник рынка.
Комментарии
Конфереция