Водители проведут завтра всероссийскую акцию

Рудницкий Леонид Анатольевич Темы: Авто, Автожизнь, Внутренняя политика в России, Россия, Рост цен Дальнобойщики, как известно, люди, привычные ко всему. Чтобы убедиться в этом, достаточно проехаться с ними от одного города до другого. Но сразу же следует оговориться, что удовольствие это небольшое, особенно если ехать приходится ночью, а фура загружена каким-нибудь товаром (телевизорами, бананами или парфюмерией). В тусклом свете приборного щитка вцепившийся в руль водитель кажется почти что андроидом: он не ест, не пьет, а только курит и гонит вперед. В пути без крайней необходимости старается не останавливаться: товар-то чужой, а отморозки на дорогах еще встречаются. Провести за рулем 15-20 часов для них – вполне обычное дело. Казалось бы, таких ничем не проймешь. Но это не так. Завтра, 18 февраля, в 10 часов утра состоится всероссийская акция протеста водителей грузового транспорта, которых обстоятельства последнего времени практически загнали в угол. Они остановят свои автомобили на обочинах дорог, включив при этом аварийные огни и звуковые сигналы. Таким образом они постараются привлечь внимание властей к своим проблемам. Предполагается, что акция продлится от 30 минут до двух часов. События последнего времени, которые задели автолюбителей лишь по касательной, в дальнобойщиков «въехали» со всего маху. Имеются в виду транспортный налог, повышение акцизов на топливо и вызванный этим рост цен на заправках. Из-за высокого налогообложения и дорогого дизтоплива отрасль грузовых автоперевозок вынуждена уходить в теневой сектор. «На 18 февраля намечена остановка грузовых машин по всей России. Это – предупредительная акция», – рассказал в среду, 16 февраля, председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов на круглом столе, посвященном налогообложению нефтяной отрасли. Водители-профессионалы недовольны ставками транспортного налога. Для автомобилей с двигателями от 150 л. с. они значительно выше, чем для их маломощных собратьев. А ведь все грузовики заведомо имеют мощность двигателя больше 150 л. с. Водители недоумевают по поводу того, что регионам дано право снижать ставку для машин с меньшей мощностью до нуля, а снизить ставку на мощные машины они не могут. Вводя эту норму, власти планировали прищучить всякие там «Бентли Мазерати» с 300-сильными движками, а оказалось, что под раздачу попали трудяги-грузовики и автобусы, коих на дорогах неизмеримо больше. Ситуацию усугубило еще и то, что правительство отказалось от своих обещаний отменить транспортный налог после повышения акцизов на топливо. Председатель организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков в ходе круглого стола напомнил, что 60-70% машин такого класса (грузовики от 150 л. с. и более) принадлежит самим водителям, на которых и ложится вся нагрузка по их содержанию. Но больше всего дальнобойщиков возмутила взлетевшая стоимость моторного топлива. Цена на дизельное топливо уже достигла 27 руб. за литр, а в некоторых регионах преодолела психологический рубеж в 30 руб. После расследований ФАС многие АЗС хоть и снизили цены, но несущественно, на 1-2 руб. «Дальнобойщики заливают в бак за раз не менее 500 литров бензина – это 15 000 руб., – приводит пример Котов. – Этого хватает, чтобы доехать от Новороссийска до Москвы. А чтобы вернуться назад, нужно еще 15 000». Вялая реакция властей на продолжающийся рост цен на топливо приводит к тому, что многие водители начали заправляться ворованным топливом. «Не знаю, кто и у кого это топливо ворует, но стоит оно 20 руб. за литр», – признал Котов. 80% водителей, по его словам, ушли в «черный» сектор, не платят налоги и потребляют ворованное топливо. 20% водителей остались законопослушными, но и они относятся скорее к «серому» сектору: «в белую» не работает никто. «Отток в нелегальный сектор продолжается, – бьет тревогу Котов, – с сентября около 30% членов профсоюза перестали платить налоги и членские взносы». Новая ситуация возродила к жизни старые методы незаконного предпринимательства. Оказалось, что подпольные мини-НПЗ могут существовать не только в Чечне образца 90-х гг., но и где угодно в наше время. Некоторые группы водителей объединяются и покупают «самовар» (именно так называются мини-НПЗ). Цена такого комплекса составляет около 10 млн руб. Их загружают нелегально откачиваемой из трубопроводов нефтью и на выходе получают дешевое топливо. Котов рассказал, что такое приспособление для перегонки окупает себя за достаточно непродолжительное время. Октановое число самопального топлива невысокое, но оно существенно дешевле того, что продают на АЗС. Впрочем, заниматься всем этим водителям не очень хочется. Они ожидают реакции властей, а если ее не будет (цены не снизятся), не исключают возможного перекрытия федеральных трасс. Уже сейчас ясно, что мирная завтрашняя акция не принесет водителям-дальнобойщикам ничего существенного. Все, что не связано с экстренной ситуацией, способной привести к значительному экономическому ущербу и социальным волнениям, не вызывает у властей особого интереса. Акция окажется скорее «131-м последним китайским предупреждением» или же смотром сил дальнобойщиков. Кроме нее, 12 марта общероссийскую акцию против роста цен на услуги ЖКХ и бензин проведет объединение профсоюзов «Соцпроф». «Кризис давно кончился, а заработная плата как была заморожена, так в этом состояния находится до сих пор, – возмущен председатель профсоюза Сергей Вострецов. – А цены на ЖКХ растут, и вроде бы работающие люди попадают под угрозу выселения, потому что не в состоянии удовлетворять запросы коммунальщиков. Растут цены на бензин, и тянут за собой все: проезд на общественном транспорте, стоимость продуктов и т. д.». «Нужно установить правила игры и играть по ним, – высказался по вопросу ценообразования на нефтепродукты аудитор Счетной палаты Игорь Васильев. – Ничего хорошего не появится от того, что кто-то будет ездить с лозунгами вокруг Кремля». Васильева возмутил рассказ о покупке дальнобойщиками ворованного топлива, несмотря на объяснения председателя профсоюза, что без дешевого топлива у водителей просто не будет оставаться денег на обеспечение семей. Аудитор поинтересовался, где гарантия того, что они вернутся в рамки закона, если официальные цены на нефтепродукты будут снижены – ведь ворованное в любом случае будет дешевле. Гарантии, конечно, нет. Но ведь и не сами же они дошли до жизни такой. Создавая предпосылки для этой ситуации, властям следовало бы предвидеть и появление «самоваров» как стихийного ответа на их действия. Выпустить джинна из бутылки легко. Загнать его обратно – намного труднее.
Комментарии
Конфереция