Бензин дешевле не станет

Автомобильное топливо на АЗС продолжает дорожать, чему способствует ряд внутренних и внешних факторов. Быстрее всего прибавляет в цене зимняя солярка. Эксперты констатируют, что предпосылок для снижения стоимости бензина и «дизеля» нет, прогнозируя рост на 10-15% за 2011 год. В конце января 2011 г. оптовая цена на моторное топливо в России превысила исторический максимум, установленный еще в предкризисном июле 2008 года. Следом растут розничные цены на автозаправках. По данным портала Аи92.ru, в период с 26 января по 2 февраля в Петербурге бензин марки Аи-80 в среднем подорожал на 86 копеек (до 24,47 руб./л), Аи-92 - на 34 копейки (до 25,11 руб./л). Цена Аи-95 и Аи-98 поднялась на 50 и 46 копеек (до 28,88 и 30,48 руб. соответственно), а зимняя солярка прибавила в цене 53 копейки (до 27,52 руб./л). Стоимость автомобильного топлива на АЗС в Ленобласти традиционно чуть ниже. Политическое решение «Подорожание происходит из-за совокупного воздействия сразу нескольких макроэкономических факторов, определяемых экономической политикой Правительства РФ в ближайшие 3 года в отношении нефтяной отрасли. Возникший бюджетный дефицит необходимо компенсировать и главный источник для решения этой проблемы - увеличение налогов на энергетическую отрасль», - говорит об основном драйвере роста цен Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. Так, с 1 января 2011 г. произошло повышение топливного акциза, что привело к росту оптовых цен примерно на 2 тыс. руб. за тонну. Более того, теперь взимаемый акциз привязан к экологическому классу моторного топлива: для низкого класса он стал выше, а для более высокого - ниже. Например, для «дизеля» акциз вырос более чем в два раза. С 2011 года в России введены единые требования экологического класса «Евро-3» к моторному топливу, находящемуся в обороте. «Для его производства нефтяными компаниями проведена реконструкция технологических установок, и инвестиционные издержки также отразились в конечных ценах на топливо, - рассказывает Григорий Сергиенко. К слову, еще 3-4 года назад эксперты рынка подсчитали, чтобы перейти на более экологический класс топлива, в нефтяную отрасль нужно инвестировать порядка 15 млрд долларов. Помимо этого, естественные монополии (Транснефть, Транснефтепродукт) подняли цены на прокачку (порядка 8%), выросли цены на железнодорожные перевозки, и увеличился размер обязательных выплат с начисляемых зарплат операторов рынка в социальные фонды. Внешнее воздействие на цену бензина оказывает дорожающая нефть, обновляющая максимумы с 2008 г. «Сегодняшняя стоимость нефти, уже стоящая более 100 долларов за баррель, превышает как рыночные прогнозы, так и закладываемые правительством ожидания при формировании бюджета, - отмечает Василий Копосов, аналитик ИК «Энергокапитал». С ростом цены нефтяного барреля на мировых биржах растут и «привязанные» расчетные налоговые изъятия с доходов нефтяников за счет увеличения таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Последний взимается со всего объема добытой нефти независимо от адреса ее поставки: экспорт или внутренний рынок. Эти издержки перекладываются затем на стоимость нефтепродуктов», - указывает г-н Сергиенко. Операторы АЗС не комментируют причины роста розничных цен, опасаясь гонений со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая выступает регулятором рынка. Между тем, представитель крупной сети АЗС в Петербурге на условиях анонимности рассказал о ценообразовании автомобильного топлива. По его словам, 70% стоимости литра бензина составляют различные налоги (НДПИ, акцизы и проч), 15% - закупочные оптовые цены, оставшиеся 15% - собственно маржа нефтетрейдеров и их расходы. «Ценообразование строится на уровне взаимодействия Правительства РФ, несмотря на то, что ФАС это тоже государственный орган, и нефтяников, - добавляет источник. - В данном случае растет не только оптовая цена, растут налоги. И, как я уже говорил, налоговая составляющая крайне важная в цене топлива». Вред экологической солярки Цены на автомобильное топливо поползли вверх в декабре 2010 г., когда возник дефицит зимнего «дизеля» нового класса. Солярка тут же подорожала в рознице на 6 рублей за литр. «АЗС стали продавать дизель по закупочной стоимости, иногда в минус. Чтобы компенсировать эти затраты, операторы рынка подняли цены на бензин», - объясняет Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Петербурга. По его словам, дефицита ДТ в городе уже нет, и стоимость моторного топлива могла бы упасть, однако это понижении «съел» новый акциз. Не исключено, что нефтяные компании специально попридержали дизельное топливо на своих складах, чтобы начать его реализовывать с 1 января, когда цена за счет акциза стала выше. В итоге возник искусственный дефицит солярки на внутреннем рынке со всеми прочими вытекающими последствиями. Кстати, это может быть связано с ростом цен на «дизель» на мировых рынках и сложившейся исключительной экспортной привлекательностью его на европейском рынке. «ФАС в сложившейся ситуации находится в «двусмысленном» положении: цены объективно растут в результате целенаправленных действий Правительства РФ по наполнению бюджета и административно «давить» на нефтяные компании о не повышении цен нелогично. Основания для таких действий у ФАС имеются только в отношении роста цен на ДТ, обусловленные простым желанием нефтяников заработать на его экспорте с учетом сложившейся благоприятной конъюнктуры», - говорит Григорий Сергиенко. Неутешительные прогнозы В предыдущие годы цены на моторное топливо в январе всегда проваливались вниз. Январь 2011 года стал исключением из-за роста налогов и возникшего дефицита дизельного топлива нового класса, которое в большом количестве поставляется на экспорт. При этом ждать снижения стоимости бензина в ближайшее время не приходится, уверяет конфиденциальный источник. По его словам, розничные цены подтягиваются вслед за оптовыми только через 1-1,5 месяца, которые резко выросли в конце прошлого года. Более оптимистичны прогнозы аналитиков ИК «Энергокапитал». «С нашей точки зрения, небольшая коррекция цены на бензин весьма возможна уже в ближайшее время. Она случится при условии отскока в ценах на «черное золото», - считает Василий Копосов. По оценкам аналитиков, справедливая стоимость барреля нефти на 2010 г. не превышает 90 долларов. При условии сохранения среднегодовых цен на сырье в коридоре 87-92 долларов, рост цен на бензин в среднем по России вряд ли превысит 15%. По прогнозам Василия Копосова, в более долгосрочной перспективе справедливо ожидать дальнейшего продолжения роста цен на бензин темпами, превышающими инфляцию. Отсталость и изношенность предприятий нефтеперерабатывающего комплекса обуславливают необходимость наращивания капитальных затрат в модернизацию производства, часть из которых в любом случае ляжет на плечи потребителей. В связи с необходимостью введения современных экологических норм, эта проблема еще более актуальна. Кроме того, с 2012 года запланировано очередное повышение акциза. «И если учитывать процент инфляции в размере прогнозных 12%, все это говорит о том, что предпосылок для снижения цен на автомобильное топливо нет, наоборот, они будут только расти», - убежден Олег Ашихмин. По его оценкам, к 2012 году бензин подорожает на 8-10%. Таким образом, если сегодня литр Аи-95 стоит около 28 рублей, то к концу года он может вырасти до 30 руб. Для справки: в 2010 году розничные цены на бензин Аи–80 выросли на 20%, Аи-92 подорожал на 22%, Аи–95 - на 18%, летнее дизельное топливо - на 36%, зимнее - на 39%. Текст: Дмитрий Бардачев По собственной информации 110km.ru
Комментарии
Конфереция