Путин разобрался с нефтяниками за рост цен

Инга Воробьева, Санкт-Петербург Владимир Путин устроил нефтяникам форменный разбор полетов по поводу резко удорожавших в конце года дизтоплива и авиакеросина. Участники рынка кивали на мировые цены и растущие акцизы, недальновидность потребителей и возросший спрос. Однако, как показал анализ ФАС и Минэнерго, рост цен наполовину обусловлен рукотворным дефицитом этих нефтепродуктов. В конце 2010 года в трети регионов России авиакеросин и дизтопливо стоили дороже 92-го и 95-го бензина, доложил Владимиру Путину глава ФАС Игорь Артемьев на совещании по итогам работы ТЭК в 2010 году. «В 20 регионах - а мы ногами ходим, к каждой бензоколонке - цена на газомоторное топливо выросла невероятно, - говорил г-н Артемьев. - Рост цен был абсолютно рукотворный - на российском рынке цена была вдвое дороже, чем на мировом». То, что сотворили нефтяные компании, иначе как «форменным безобразием» глава ФАС назвать не смог. «Это уже третья волна, когда мы вынуждены проверять рынок на предмет сговора, - негодовал Артемьев. - Может, спецзакон принять, чтобы регулировать цены по колебаниям цен на топливо на внутреннем рынке) вслед за мировыми ценами на нефть?». А почему бы и нет, согласился Путин: «Давайте законопроект в правительство». Дефицит, по мнению Артемьева, тоже был рукотворным - на ремонт единовременно стало сразу двузначное число НПЗ. «Мы провели предварительное расследование с конца ноября, готовы предъявить претензии к конкретным компаниям, - продолжил глава ФАС. - Как минимум 15% - это та незаконная прибыль, которая должна быть изъята в федеральный бюджет». В ТЭК огромная инерция восприятия ко всем инициативам ФАС, не уставал сокрушаться Артемьев. За весь рынок оправдывался предправления «Газпром нефти» Александр Дюков. «Мы как и ФАС крайне озабочены ситуацией на рынке. Но сошлись сразу три события: рост мировых цен на нефтепродукты (с октября 2010 года по январь цены на нефть выросли на 30% - до 100 долл. за барр.), рост акцизов и дефицит дизтоплива с авиакеросином. Оптовые цены на дизтопливо выросли на 8 тыс. руб. за тонну, признал в. Рост мировых цены добавил 4,5 тыс. руб., дефицит - 3,5 тыс. руб., объяснил он. Тонна авиакеросина подорожала на 5 тыс. руб. «Но в ценах на розницу мы только США проиграли - там ведь налоговая нагрузка на отрасль отличиется от нашей в разы», - говорил Дюков. Дефицит он объяснил увеличившимся после кризиса спросом. «А автолюбители стали более разборчивыми и отказались от бодяги, - пояснил он дефицит дизтоплива. -Мы пытались нарастить объемы - плюс 21% дизтоплива на внутренний рынок и плюс 24% авиакеросина. Но активизировались и посредники в погоне за маржой». Авиакомпании сами виноваты, считает Дюков: надо было либо запасаться керосином, либо заключать долгосрочные контракты с производителями. «Они решили сэкономить и покупать на спотовом рынке, но так и загнали себя в дефицит», - объяснил он. Белому дому удалось урезать аппетиты участников рынка, но не всех. Так, «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, по словам Путина, снизили отпускные цены с НПЗ еще до совещания. «Но у нас нет информации, что их примеру последовали «Газпром нефть» и ТНК ВР», - заявил Путин. Последние отчитались, что тоже приняли меры. «Директивное изменение цен на нефтепродукты сейчас может и уместно, но неэффективно в долгосрочной перспективе, - говорил за весь рынок г-н Дюков. - Неправильно бить по хвостам». На что Путин возразил: не правильно сравнивать Россию и США: «Ссылки на США некорректны - мы номер один в мире по добыче нефти». А рост акцизов и мировых цен на нефть могут оправдать удорожание дизтоплива и авиакеросина в России лишь на 46%, считает премьер. «А необоснованный рост цен - это от 23 до 55%», -сыпал Путин цифрами. А если рост цен наполовину обусловлен дефицитом, то такая ситуация может создаваться со временем искусственно. Причина на самом деле банальна, уверен премьер: «грубо извлечь необоснованную прибыль».
Комментарии
Конфереция