Розничные цены на топливо в Пензе продолжают расти

К историческому максимуму приближаются розничные цены на бензин самой распространённой марки Аи-92. Только за январь 2011 года цена на него выросла более чем на 1,3%. По данным Росстата, увеличение средней стоимости на бензин зарегистрировано в большинстве субъектов страны, в том числе и в Пензенской области.


Общий уровень роста цен на топливо в Пензенской области несколько ниже, чем в среднем по России, но тенденция эта постоянная, отмечают автовладельцы. Повышение стоимости бензина специалисты связывают с введением дополнительного акциза в размере 1 рубля с 1 л. топлива. В последующие 2 года эта сумма будет повышаться на 1 рубль в год. В Пензастате констатируют: рост цен на горючее продолжался в течение всего 2010 года и в результате по многим показателям превысил официальный уровень инфляции в 8,8%. Особенно подорожало дизельное топливо. «За 2010 год автомобильный бензин на территории области в целом подорожал на 7,8%. Марки Аи-92 - на 7,1%, марки Аи-95 - на 11,1%. Дизельное топливо подорожало на 34,7%. В январе 2010 года дизельное топливо стоило 17 руб. 73 коп. Я имею ввиду усредненную величину. В декабре 2010 — 23 руб. 41 коп.», - рассказал заместитель руководителя территориального органа федеральной службы государственной статистики по пензенской области Петр Мухин.
За январь 2011 года цены на горючее выросли вновь. Вновь самые большие показатели касаются дизельного топлива. Если в начале 2011 года литр зимней солярки в Пензе в среднем стоил 23 руб. 41 коп., то в начале февраля - уже 24 руб. 79 коп. На 19 и 27 коп. подорожал литр Аи-92 и Аи-95 соответственно. Специалисты утверждают: теоретически в России цена на горючее может быть ниже, ведь конечная стоимость продукта более чем на половину формируется из налогов. «26% - налог на добычу полезных ископаемых, 13% - акцизы, 15% - НДС, 5% налог на прибыль. Это 60% цены и подстегивают рост цен на конечный продукт», - пояснил к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ПГПУ Константин Королев.
Помимо дорожного акциза, налоговые сборы направлены на различные нужды страны: финансирование соцпроектов, выплату пенсий, зарплат бюджетникам. Автовладельцы, как и все налогоплательщики, фактически расплачиваются за социальные обязательства государства. «Рост цен на бензин будет автоматически подстегивать инфляцию издержек. Тарифы на грузоперевозки, на пассажирские перевозки, вырастут цены конечные на товары и услуги абсолютно на все. Те прибавки и надбавки пенсионерам и бюджетникам, которое государство декларирует и вводит в действие, они фактически будут съедены приростом инфляции издержек. В этой ситуации мы замыкаемся на некую такую инфляционную спираль», - добавил Константин Королев.
Найти компромисс в этой ситуации очень сложно, отмечает Константин Королев. Хотя бы потому, что экономический эффект от налоговых сборов заметен в отдаленном будущем, а повышение цен на топливо бьет по карману автовладельцев незамедлительно. Важно, чтобы нефтяные компании, используя увеличение налоговых сборов как повод, не начали неоправданно завышать розничные цены.
В феврале 2009 года региональное управление федеральной антимонопольной службы возбуждало дело против двух крупнейших поставщиков горюче-смазочных материалов в Пензенской области, обвинив их в сговоре и неоправданном завышении цен на бензин. После этого случая цены на нефтепродукты удалось несколько снизить. В последствии, по ряду экономических причин, цены выросли вновь. По данным экспертов, в течение 2011 года розничная стоимость горючего может увеличиться на 50%.
Комментарии
Конфереция