ExxonMobil и «Роснефть» будут вместе осваивать шельф Черного моря

«Роснефть» всерьез взялась за шельф, рассчитывая на иностранные технологии. Компания подписала третье за полгода соглашение с мировым гигантом — на сей раз с ExxonMobil — о совместной работе в Черном море.

ExxonMobil и «Роснефть» будут вместе осваивать шельф Черного моря. Соглашение подписано вчера на международном форуме в Давосе. «Первоочередной проект» в рамках договора — разведка и последующая добыча на участке Туапсинский прогиб, сообщили компании. Детальное соглашение по проекту планируется подписать до конца года, уточнил представитель российского офиса Exxon. Доля «Роснефти» в будущем СП должна составить 66,7%, доля Exxon — 33,3%. Общая оценка расходов на разведку — около $1 млрд, отмечает собеседник, и «первоначальный этап» будет финансировать Exxon. График работ и другие детали компании не раскрывают.

Почти на тех же условиях «Роснефть» договорилась о партнерстве с американской Chevron на другом черноморском участке — Вал Шатского — летом прошлого года. А в середине января «Роснефть» подписала похожее соглашение с ВР по Арктике.

Правда, с BP готовится также обмен акциями (если сделку не заблокируют российские акционеры ТНК-ВР). А с Exxon такое пока не обсуждается, отмечает представитель «Роснефти» (представитель Exxon комментировать это не стал).

Exxon «рада возможности расширения сотрудничества с “Роснефтью” на благо развития энергетического сектора России», провозгласил на церемонии подписания Рекс Тиллерсон, председатель совета директоров и одновременно гендиректор американского гиганта. «Освоение этого участка даст старт комплексному развитию Черноморского бассейна», — добавил вице-премьер Игорь Сечин, председатель совета «Роснефти» (цитаты по пресс-релизам).

Однако договор по Туапсинскому прогибу не первый для «Роснефти». В 2003 г. она подписала соглашение о совместной разработке участка с французской Total. И тогда проект тоже одобрялся первыми лицами: о сделке объявили накануне визита в Москву тогдашнего премьер-министра Франции Жан-Пьера Раффарена (и накануне встречи руководства Total с тогдашним куратором ТЭКа, вице-премьером Виктором Христенко). Total и «Роснефть» планировали учредить паритетное СП — «Туапсенефтегаз». Однако совместной работы не получилось — в том числе из-за спора за право разработки Ванкорского месторождения. А в 2007 г. стало известно, что «Роснефть» снова ищет партнера на Туапсинский прогиб. Вчера представитель российского офиса Total от комментариев отказался.

Риски есть у всех проектов, но это не значит, что договор «Роснефти» и Exxon повторит судьбу неудавшегося проекта с Total, отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Во-первых, Белый дом явно подталкивает госкомпании к активной разработке шельфа — чтобы в ближайшее десятилетие как минимум подготовить ресурсную базу для добычи еще через 10 лет, рассуждает аналитик. Да и с точки зрения геологии Черное море снова вызывает активный интерес, добавляет Нестеров. Все прежние риски — сероводород, ускоренная коррозия, большие глубины (1000-2000 м) и экология — остались, но технологии ушли вперед, ресурсов на суше не хватает, а Черноморский шельф помимо прочего близок к рынкам сбыта, объясняет эксперт.

Оценки ресурсов Туапсинского прогиба «Роснефть» и Exxon вчера не раскрыли. Сечин заявил об 1 млрд т условного топлива, сообщает ИТАР-ТАСС. А последние данные «Роснефти» — около 4,3 млрд барр. н. э. на 31 декабря 2006 г. (перспективные ресурсы, стандарты SPE). Впрочем, проводилась только сейсмика.

Разведка в Черном море — не единственный пункт договора «Роснефти» и Exxon. Компании «изучат возможности по расширению сотрудничества», говорится в их совместном заявлении, например дополнительные проекты в области разведки и добычи, в поставках сырья на Туапсинский НПЗ «Роснефти» и другие рынки Черноморского региона, а также в развитии региональной транспортной инфраструктуры.

Комментарии
Конфереция