ФАС проверит ценообразование на дизельное топливо у пяти нефтяных компаний

У ФАС появились новые претензии к нефтяникам, с которыми служба лишь недавно урегулировала конфликт вокруг цен на бензин. На этот раз чиновники обвиняют компании в завышении стоимости дизельного топлива, цены на которое превысили стоимость бензина Аи-92. Проблемы могут возникнуть не только у "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР и "Роснефти", которым выписали штрафы за бензин, но и у "Башнефти".

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается начать проверку ценообразования на дизельное топливо, сообщил вчера глава службы Игорь Артемьев. По его словам, претензии могут появиться к компаниям "большой четверки" — "Роснефти", ЛУКОЙЛу, "Газпром нефти" и ТНК-ВР, а также к "Башнефти".

По словам директора по развитию ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, в 2010 году отпускные цены на авиакеросин выросли на 21%, на бензин Аи-80 — на 20%, Аи-92 — на 22%, Аи-95 — на 18%, на летнее дизельное топливо — на 36%, зимнее — на 39%. В конце второй недели января, по данным ИАЦ "Кортес", средняя розничная стоимость бензина Аи-80, производство которого с 1 января запрещено новым техрегламентом, выросла на 2,3% по сравнению с 30 декабря 2010 года, Аи-92 — на 0,8%, Аи-95 — на 0,7%, тогда как зимнего дизельного топлива — на 2,6%. За третью неделю января дизель подорожал на 44 коп.— до 25,18 руб. за литр в среднем по России. Как отмечают в "Кортесе", розничная цена дизельного топлива оказалась выше цены бензина Аи-92 во всех федеральных округах, за исключением Южного.

"Есть подозрение, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением",— утверждает Игорь Артемьев. В ЛУКОЙЛе и ТНК-ВР рост цен объясняют "рыночной конъюнктурой", в "Башнефти", "Газпром нефти" и "Роснефти" его не комментируют. Павел Строков уточнил, что цена нефти в 2010 году выросла только на 20%. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов уточнил, что в этом году рост платежей по налогам и сборам для компании составит 26 млрд руб. и "они должны быть компенсированы за счет каких-то источников". "Есть только два источника: сокращение издержек и поднятие цены",— подчеркнул господин Алекперов.

До сих пор ФАС пыталась соотносить цены нефтяников с биржевыми — собственно для этого и создавались биржи нефтепродуктов. Однако теперь чиновники усомнились в эффективности этого механизма. Уже сами нефтяники, по словам Игоря Артемьева, ссылаются на соответствие их оптовых цен биржевым, и поэтому ФАС собирается обратиться в ФСФР с просьбой проверить цены на биржах.

Действительно, рост цен на топливо на биржах соответствует таковому для отпускных (от ворот завода). Так, рост средневзвешенных цен по всем трем площадкам (СПбМТСБ, МБНК и биржа "Санкт-Петербург") на Аи-80 составил 19%, на Аи-92 — 17%, на Аи-95 — 20%, на летнее дизельное топливо — 33%, на зимнее — 33%. Игорь Артемьев отметил, что "впервые сложилась такая ситуация, что российские биржи, занимающиеся торговлей нефтепродуктами, легализуют эту цену".

По требованию ФАС с начала этого года нефтяники должны продавать на биржах от 10 до 15% нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке. Но если в течение января—октября 2010 года биржевые цены незначительно превышали отпускные, то в последние два месяца разница заметно увеличилась, отмечает Павел Строков. Формально компании выполнили требование ФАС, поясняет эксперт, но стали заключать сделки со своими сбытами — и по этим сделкам "нельзя оценивать реальную рыночную стоимость". На рынке почти не осталось свободного дизельного топлива, добавляет эксперт, поэтому его стоимость и начала стремительно расти. Вице-президент СПбМТСБ Тимур Хакимов подтвердил, что "острый дефицит предложений самых востребованных товаров — зимнего дизельного топлива и авиатоплива — наблюдается на бирже в последние два-три месяца, что ведет к росту цен".

Комментарии
Конфереция