Эксперимент по добровольной сертификации АЗС в Татарстане оказался неудачным

Эксперимент по добровольной сертификации автозаправочных станций (АЗС), начатый в Татарстане в 2005 году, можно признать неудачным. Более чем за пять лет к программе подключились лишь 75 из 649 работающих в республике АЗС. Владельцы заправок признают, что «никаких экономических дивидендов участие в этой программе не приносит». Они не заинтересованы нести расходы на сертификацию АЗС, потребности в ней нет и у потребителей, соглашаются эксперты.

Вчера начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Татарстане Роберт Гилязиев рассказал, что в систему добровольной сертификации АЗС, которая работает в республике с 2005 года, к началу 2011 года вступили 75 заправочных станций, более половины из них (49 АЗС) принадлежат компании «Татнефть АЗС Центр». «Конечно, это мало, но работа в этом направлении продолжается»,— отметил господин Гилязиев. При этом он подчеркнул, что в Татарстане в ходе месячника по проверке качества топлива, проведенного управлением в ноябре-декабре, было выявлено лишь 0,9% (7 из 780 проб) некачественного бензина и чуть более 20% (40 проб) — дизельного топлива, тогда как в среднем по России доля некачественного моторного топлива достигает 30%.

В настоящее время на территории республики работает 649 АЗС. Крупнейшими игроками на рынке являются ОАО «Татнефть» и ОАО «Татнефтепродукт», которым принадлежит приблизительно по 160 АЗС в регионе. «Но у „Татнефти“ сертифицировано 49 АЗС, а эти товарищи („Татнефтепродукт“) сертифицировали всего семь заправок»,— посетовал Роберт Гилязиев. Согласно данным, опубликованным на сайте управления, помимо вышеназванных компаний свои заправки добровольно сертифицировали ЗАО «Татсол» (10 АЗС), ООО «Кузкей» (три АЗС) и ООО «Компания Форт-Римэкс» (две АЗС), ОАО ТАИФ-НК и ООО «Оптан Казань» (по одной АЗС).

Заместитель генерального директора ОАО «Татнефтепродукт» Вильдан Хусаинов рассказал, что оператор сертифицировал семь АЗС, еще 11 заявлены на 2011 год. «Но „Татнефтепродукт“ также входит и в международную систему качества ИСО 9000:9001 и каждый год подтверждает эту сертификацию. Добровольная сертификация носит локальный характер и направлена на решение более узких вопросов. И в принципе участие в ней носит лишь рекомендательный характер»,— отметил он. «Никаких экономических дивидендов участие в этой программе нам не приносит,— сказал директор „Татнефть АЗС Центр“ Вячеслав Чичков.— Тем не менее, я думаю, что это нужно. Это подтверждает ответственность компании перед потребителем». Помощник президента Татарстана по нефтегазохимическому комплексу Ринат Сабиров считает наличие системы добровольной сертификации АЗС «своего рода республиканской находкой». «В других регионах и этого нет. А у нас уже под 80 АЗС сертифицировано, и это лучше, чем ничего»,— сказал он.

Вступительный взнос в систему для одной АЗС, по словам Роберта Гилязиева, составляет 15 тыс. руб. Однако размер расходов владельца заправки на контроль качества реализуемого на ней моторного топлива, которое проводит управление, господин Гилязиев называть не стал. «В добровольную сертификацию в том числе входит первичное обследование АЗС, когда проверяется полное техническое состояние заправки и обученность персонала. Эти обследования проводятся людьми, это определенные трудозатраты, которые должны быть оплачены»,— лишь сказал он.

Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский считает, что программа добровольной сертификации не работает. Собственники АЗС мало заинтересованы нести расходы на сертификацию, потребности в которой нет ни у потребителей, ни у них самих. «С одной стороны, представленные в регионе „сильные“ сети АЗС в этой сертификации не нуждаются — они и так широко известны среди автолюбителей. Тот факт, что в добровольной сертификации приняли участие 49 АЗС „Татнефти“, свидетельствует лишь о том, что аффилированной с республиканскими властями компании дали выступить в роли пионера, примеру которого должны были последовать другие розничные сети,— считает аналитик.— С другой стороны, низкий спрос на услуги добровольной сертификации обусловлен тем, что потребитель „голосует рублем“.

Одним автовладельцам критично качество топлива, и они выбирают знакомые себе заправочные станции. Другим (как правило, собственникам „возрастных“ отечественных авто) более критична стоимость бензина и дизтоплива — это обычно соответствует предложению небольших местных сетей или отдельных частных заправок. Соответственно, приобретая топливо на таких АЗС дешевле, автолюбитель уже заведомо соглашается со связанными с этим рисками». Кроме того, господин Беседовский отмечает, что по мере роста конкуренции на рынке, а также достаточно активной модернизации НПЗ качество топлива постепенно улучшается, соответственно и снижается актуальность программы сертификации, запущенной более пяти лет назад.

«Возможно, ситуация выглядела бы несколько иначе, в случае если правительство Татарстана проводило активную политику, направленную на стимулирование потребителей пользоваться услугами сертифицированных АЗС,— предполагает он.— Это могла бы быть определенная социальная реклама, льготы для заправочных станций-„добровольцев“ или какие-то другие меры».

Комментарии
Конфереция