Обзор "Спотовый рынок нефтепродуктов" за 13-18 декабря 2010 года

Цены на автобензин на рынке России оставались стабильными - это во многом объясняется тем, что производители еще не объявили цены на бензины с отгрузкой в январе. ТАИФ-НК оказался единственным НПЗ, предложившим январские объемы бензинов. Цену на Регуляр-92 производитель 17 декабря заявил на уровне 24500 руб./т (+1400 руб./т к предыдущей котировке), а Премиум-95 – 27500 руб./т (+900 руб./т). Объявленные цены близки к предложению компании на бирже НП МБНК. По мнению участников рынка, в новых ценах учтен рост акцизов на автобензин с 2011 года.
ТАИФ-НК в последние месяцы не объявлял цену, по которой Нормаль-80 можно было купить вне бирж. На биржах компания предлагала небольшие объемы низкооктанового бензина по ценам, близ-ким к 22000 руб./т. В пятницу, 17 декабря, ТАИФ-НК выставил на бирже Нормаль-80 по цене 24100 руб./т. Трейдеры были удивлены этим предложением, и объясняли высокую цену ожидаемым недостатком бензина Нормаль-80 на спотовом рынке с 2011 года, а также отсутствием свободных объемов этого продукта на НПЗ. По данным «КОРТЕС», завод производил Нормаль-80 в 2010 году нерегулярно, а всего за январь-октябрь ТАИФ-НК выработал 1,3 тыс. т этого продукта.
По словам участников рынка, ряд компаний могут прекратить производство бензина Нормаль-80 со следующего года, в частности, «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Башнефть» и Астраханский ГПЗ. ТНК-ВР не производит Нормаль-80 на Рязанской НПК, а с 2011 года компания может прекратить его выпуск на Саратовском НПЗ.
В нескольких компаниях связали вероятное прекращение производства Нормаль-80 с требованиями технического регламента. «Делать бензин Нормаль-80 необходимо по ЕВРО-3, а это нерентабельно», – отметили в одной из компаний.
Представитель другой ВИНК в разговоре упомянул о пробелах в нормативной базе:
в настоящее время отсутствует ГОСТ, в соответствии с которым можно сертифицировать бензин Нормаль-80 экологического класса 3. ГОСТ Р 51105-97 позволяет производить Нормаль-80, но предполагает только экологический класс 2, а новый ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228- 2004) позволяет производить бензины классов 3, 4 и 5, но с октановыми числами 92, 95 и 98. «Ждем разрешения ситуации с ГОСТами, если не будет ясности – проще прекратить производить Нормаль-80», – отметили в компании. По словам трейдеров, бензин Нормаль-80 планируют производить ЯНОС, «Орскнефтеоргсинтез» и Сургутский ЗСК в соответствии с нормами ЕВРО-3. «Салаватнефтеоргсинтез» также планирует продолжить производство Нормаль-80 в следующем году. Показательна ситуация с запланированными на 21 и 22 декабря аукционами на повышение ТНК-ВР. С Рязанской НПК и Саратовского НПЗ компания предложит только бензины Регуляр-92 и Премиум-95, соответствующие ЕВРО-3 и 4.
С ЯНОСа компания намерена выставить Премиум-95 ЕВРО-3 и бензин «Регуляр-92 класс 4», однако, по мнению трейдеров, во втором случае «класс» относится к испаряемости, а не к экологическому классу топлива.
На прошедшей неделе дизельное топливо снова подорожало на спотовом рынке России. Средняя по стране цена на летнее дизельное топливо выросла на 119 руб./т, до 19746 руб./т, а ДТ зимнее подорожало на 314 руб./т, до 25585 руб./т.
В пятницу, 17 декабря, средняя по России цена зимнего ДТ превышала цену бензина Регу-ляр-92 почти на 1100 руб./т.
Поддержку ценам на дизельное топливо на внутреннем рынке оказывала сравнительно высокая привлекательность экспорта продукта. На прошедшей неделе продажа летнего дизельного топлива на спотовом рынке России была на 1510 руб./т прибыльнее его экс-порта с учетом действующего акциза 1188 руб./т.
С 1 января акциз на дизельное топливо, соответствующее экологическому классу 3, составит 2485 руб./т. Повышение акциза на 1297 руб./т (с учетом начисленного на эту сумму НДС) полностью нивелирует разницу между net-back и ценой ДТ летнего на спотовом рынке России, и сделает экспорт более привлекательным по сравнению с продажей продукта на внутреннем рынке.
На фоне ограниченного предложения на рынке, ТНК-ВР на прошедшей неделе продавала на биржах летнее дизельное топливо Рязанской НПК по ценам, близким к 20500 руб./т, и Саратовского НПЗ – 20200- 20300 руб./т. ДЗп -15° ЕВРО-5 производства ЯНОСа стоило 24200-24700 руб./т в зависимости от объема партии. Предложение зимнего дизельного топлива на спотовом рынке было сильно ограничено. Немногочисленные производители, у которых еще оставались небольшие объемы ДТ зимнего, на прошедшей не-деле повысили цену продукта на 1500-2000 руб./т. На некоторых НПЗ цена зимнего дизельного топлива к 17 декабря вплотную приблизилась к цене бензина Премиум-95.
21 и 22 декабря ТНК-ВР предложит на аукционах 15,12 тыс. т зимнего дизельного топлива. «Зимний дизель раскупят полностью, это будет аншлаг», – поделился мнением трейдер.
На мелкооптовом рынке цена зимнего дизельного топлива за неделю выросла на 583 руб./т, до 26638 руб./т и практически сравнялась с ценой бензина Регуляр-92. Неделей ранее ДТ зимнее в среднем по стране подорожало на нефтебазах на 720 руб./т.
На АЗС дизельное топливо продолжило дорожать. За прошедшую неделю в среднем по России цена ДТ на заправках выросла на 0.61 руб./л, до 23.39 руб./л. При сохранении текущих темпов роста розничных цен, к 24 декабря средняя по России цена дизельного топлива АЗС может составить примерно 24 руб./л и превысить розничную цену бензина Регуляр-92 на 0.20-0.30 руб./л.
Комментарии
Конфереция