Обзор "Спотовый рынок нефтепродуктов" за 29 ноября - 3 декабря 2010 года

По итогам прошедшей недели цены на высокооктановый бензин изменились незначительно: Регуляр-92 в среднем по России подешевел на 71 руб./т, до 24465 руб./т, а цена Премиум-95 понизилась на 56 руб./т, до 26515 руб./т. Низкооктановый бензин продолжил дорожать: за неделю его цена выросла на 312 руб./т и 3 декабря составила 21741 руб./т.
К середине недели все производители сформировали цены на автобензин с отгрузкой в декабре. Высокооктановые марки автобензина подешевели в Европейской части России и в Уральском ФО из-за сезонного снижения спроса со стороны легкового автотранспорта, между тем трейдеры ожидали более заметного снижения цен.
«Башнефть» снизила цены на Регуляр-92 и Премиум-95 с отгрузкой в декабре до 22500 и 25500 руб./т, несмотря на то, что в декабре объем переработки нефти и газового конденсата на Уфимской группе НПЗ будет снижен по сравнению с показателями ноября. «Орскнефтеоргсинтез» и Саратовский НПЗ также снизили цены на декабрьские объемы высокооктанового автобензина, сообщили участники рынка. Аналогичным образом развивалась ситуация в Центральном ФО, где бензины Регуляр-92 и Премиум-95 продолжили дешеветь на Московском НПЗ, Рязанской НПК и ЯНОСе.
«Газэнергосеть» снизила цены на все марки автобензина Астраханского ГПЗ. На Сургутском ЗСК подешевели Регуляр-92 и Премиум-95, а цена на декабрьские объемы низкооктанового бензина выросла на 1000 руб./т.
В Сибирском и Дальневосточном ФО бензины подорожали на НПЗ «Роснефти» на фоне активного контрактования трейдерами ресурсов с поставкой в декабре. Компания, в отличие от конца октября – начала ноября, предлагала на биржах бензины в ограниченных объемах, хотя продукцию ее заводов можно было свободно приобрести на трейдерском рынке по ценам на 100-300 руб./т выше биржевых.
«Газпром нефть» снизила цены на высокооктановый бензин Омского НПЗ и повысила – на Нормаль-80. Почти повсеместное удорожание бензина Нормаль-80 с поставкой в декабре участники рынка объясняли несколькими причинами. Акциз на этот продукт вырастет почти в два раза с 1 января, что могло побудить трейдеров к заблаговременному накоплению запасов. Многие участники рынка были обеспокоены возможностью того, что предложение Нормаль-80 на спотовом рынке в 2011 году будет ограничено, и связывали это с требованиями действующего технического регламента. Наконец, некоторые трейдеры объясняли рост цен на Нормаль-80 существенным повышением котировок нафты на мировом рынке в последние месяцы на фоне роста цен на нефть и восстановления спроса со стороны нефтехимической отрасли.
Мелкооптовые цены на автобензин за прошедшую неделю изменились незначительно. Так, Нормаль-80 на нефтебазах подорожал на 30 руб./т в среднем по РФ, а Регуляр-92 на такую же величину подешевел.
На АЗС все марки бензина подорожали на 0.02-0.05 руб./л в среднем по РФ. Коэффициент маржинальной доходности по Регуляр-92 3 декабря составил 22,7%.
Дизельное топливо с поставкой в декабре подорожало на спотовом рынке России. Средняя по стране цена ДТ летнего повысилась на 159 руб./т, до 19588 руб./т, а зимнее ДТ подорожало на 595 руб./т, до 24649 руб./т.
В конце прошедшей недели средняя по России цена зимнего ДТ превысила цену бензина Регуляр-92. Последний раз подобная ситуация на спотовом рынке наблюдалась два года назад.
Привлекательность экспорта дизельного топлива существенно выросла на прошедшей неделе, что оказывало поддержку цене продукта на внутреннем рынке. Если 26 ноября реализация ДТ летнего на спотовом рынке Европейской части России была в среднем на 2420 руб./т прибыльнее его экспорта, то ко 2 декабря «премия» внутреннего рынка сократилась до 1430 руб./т. По мнению трейдеров, прибыльность экспортных поставок дизельного топлива еще увеличится, если цены на нефть на мировом рынке удержатся выше $88/bbl.
Зимние марки дизельного топлива подорожали из-за холодной погоды, установившейся на территории России, которая привела к росту спроса на продукт. Цену зимнего дизельного топлива существенно повысили все производители в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном ФО. В Юж-ном ФО подорожало ДЗп на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа.
В Приволжском ФО цена зимнего дизельного топлива выросла на Пермском НПЗ ЛУКОЙЛа, «Салаватнефтеоргсинтезе» и Уфимской группе НПЗ. На Саратовском НПЗ ТНК-ВР в минувшую пятницу снизила цену ДТ зимнего на 700 руб./т, вслед за производителем свои предложения скорректировали несколько трейдерских компаний, реализующих продукцию этого предприятия. По словам участников рынка, продукт подешевел из-за сравнительно низкого спроса – погода в Южных регионах России все еще позволяет использовать ДЗп или ДТ летнее. Летнее дизельное топливо подорожало на Волгоградском НПЗ и Астраханском ГПЗ.
В Приволжском ФО цену продукта повысили «Башнефть» и «Салаватнефтеоргсинтез». В Центральном ФО летнее дизельное топливо подешевело на 200 руб./т на Московском НПЗ, Рязанской НПК и ЯНОСе из-за снижения спроса. На мелкооптовом рынке средняя по России цена летнего дизельного топлива осталась на уровне предыдущей недели, а ДТ зимнее подорожало на 424 руб./т, до 25335 руб./т. Значительное удорожание зимнего ДТ на нефтебазах наблюдалось в большинстве регионов страны. Трейдеры отмечали, что к настоящему времени отыграно повышение цен на ДТЗ на крупнооптовом рынке, состоявшееся в конце октября – начале ноября, и ожидали дальнейшего удорожания зимнего дизельного топлива на нефтебазах.
На АЗС дизельное топливо продолжило дорожать: средняя по стране цена продукта за неделю выросла на 0.59 руб./л, до 22.26 руб./л. Владельцы АЗС были уверены, что дизельное топливо в ближайшие недели продолжит дорожать, мотивируя это слишком низкой маржинальной доходностью и продолжающимся ростом цен на спотовом и мелкооптовом рынках.
Комментарии
Конфереция