Минэнерго поправит техрегламент "О требованиях к бензинам": запрет на производство Аи-92 будет снят

Минэнерго решило исправить национальный техрегламент "О требованиях к бензинам", не дожидаясь вступления в силу единого техрегламента Таможенного союза. Подготовленные министерством поправки отменяют запрет на производство бензина Аи-92 с 2011 года, содержащийся в действующем техрегламенте. Обновленный документ должен вступить в силу 1 января 2011 года.

Запрет на производство с 2011 года наиболее востребованного на российском рынке 92-го бензина будет отменен. Минэнерго подготовило проект постановления, предполагающий правку действующего техрегламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Проект поправок, уже согласованный с профильными ведомствами, "отвязывает" экологический класс топлива от его октанового числа.

Напомним, что техрегламент "О требованиях к бензину" был утвержден правительством в феврале 2008 года без обсуждения с экспертным сообществом. Документом вводились "экологические классы" топлива, аналогичные европейским классам "Евро". Техрегламентом вводился также график повышения требований к экологическому классу топлива, обращающегося на рынке РФ,— в частности, топливо стандарта "Евро-2" разрешалось производить до конца 2008 года, "Евро-3" — до декабря 2009 года, "Евро-4" — до конца 2012 года.

При этом, согласно приложению, устанавливалось, что октановое число бензина экологического класса "Евро-3" не может быть ниже 95 единиц. Фактически это требование означало запрет на производство бензина Аи-92 с 2009 года. Нефтяные компании и экспертное сообщество проинформировали правительство о том, что, во-первых, переоборудование всех НПЗ на производство Аи-95 потребует серьезных инвестиций и длительного времени, а во-вторых, более 90% российского автопарка потребляет 92-й бензин и замена его на Аи-95 может привести к отказу техники. Замечания нефтяников были услышаны — вице-премьер Игорь Сечин распорядился перенести сроки перехода на "Евро-3". Минпромторг, со своей стороны, предлагал сразу "отвязать" экологический класс от октанового числа, однако в аппарате Белого дома предпочли выполнить поручение вице-премьера буквально: срок перехода на "Евро-3" и, соответственно, запрета Аи-92 был перенесен на 1 января 2011 года. Соответствующие поправки были подписаны 30 декабря 2008 года.

С начала 2010 года правительство не раз успокаивало нефтяников тем, что запрет на производство 92-го бензина будет отменен вместе с национальным техрегламентом — его заменит единый техрегламент Таможенного союза (ТС), который должен был вступить в силу с 2011 года. Однако затянувшиеся переговоры с партнерами по ТС уже к осени вновь заставили нефтяников напомнить правительству о необходимости "отвязать" экологический класс от октанового числа. В частности, об этом в конце октября напомнил премьеру глава "Газпром нефти" Александр Дюков в ходе совещания по развитию нефтяной отрасли в Самаре.

Как пояснил заместитель главы Минпромторга Владимир Саламатов, курирующий синхронизацию техрегламентов в рамках Таможенного союза, разработать и принять до 1 января 2011 года союзный техрегламент "О требованиях к бензинам" не представляется возможным. Вероятнее всего, единый техрегламент вступит в силу в середине 2011 года. До этого же времени будет действовать национальный техрегламент — поэтому и потребовалось спешно вносить в него поправки, снимающие запрет на производство Аи-92. Как сообщил глава департамента нефтепереработки Минэнерго Петр Дегтярев, в ближайшие дни проект постановления будет внесен в Минюст. Предполагается, что обновленный техрегламент вступит в силу с 1 января 2011 года.

Министерство энергетики РФ подготовило изменения в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Соответствующее постановление Правительства РФ вступит в силу 1 января 2011 г.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» предусматривает изменение норм по содержанию сероводорода и летучих меркаптанов в топочном мазуте, сроков выпуска в оборот автомобильного бензина с октановым числом не менее 92, соответствующего установленным техническим регламентом требованиям (классам).

Техрегламент также предусматривает ограничение применения ряда антидетонационных присадок в автобензинах используемых для повышения октановых чисел моторных топлив, влияние которых на окружающую среду до конца не изучено. Так, использование присадок, содержащих ароматические амины (монометиланилин) для производства автомобильных бензинов класса 5, не допускается. Согласно новым нормам техрегламента, необходимо будет также указывать экологический класс моторного топлива в местах доступных для приобретателей.

Указанные изменения подготовлены Минэнерго России исходя из сложившейся ситуации в отрасли и составлены с учетом замечаний нефтяных компаний, а также обращений граждан.

В настоящее время проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» согласован с Минпромторгом России (24.11.2010), Минфином России (23.11.2010) и Минздравсоцравития России (25.11.2010) и в ближайшее время будет направлен в Минюст России

Комментарии
Конфереция