Ограничение импорта нефтепродуктов Украиной с 2011 года ставит под угрозу существование Shell

Минтопэнерго договорилось с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) о новых правилах игры на рынке. С 2011 года Украина планирует ограничить импорт нефтепродуктов, введя заградительную пошлину, а единственный импортер, имеющий право не платить ввозные налоги и сборы,– компания "Ливела" – прекратит свою деятельность. Большинству нефтетрейдеров теперь придется заняться торговлей украинских нефтепродуктов, отмечают эксперты.

Во вторник министр топлива и энергетики Юрий Бойко провел заседание экспертно-аналитической группы при Кабмине по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности. По словам директора департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Константина Бородина, участники нефтерынка и правительство договорились ограничить торговые надбавки и пообещали придерживаться ценового коридора, чтобы сохранить стабильную ситуацию на рынке. Нефтетрейдеры согласились сохранить их грязную маржу (эксплуатационные затраты АЗС и нефтебаз, налоги, заработная плата и чистая прибыль) на уровне $180 за тонну нефтепродуктов. Также было решено отсрочить на два года переход на стандарты качества нефтепродуктов "Евро-4" и "Евро-5".

В свою очередь Минтопэнерго предложило ввести с 2011 года пошлину в размере 120 евро за тонну импорта светлых нефтепродуктов, рассказал председатель правления ЧАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ) Павел Овчаренко. "Эта заградительная пошлина будет стимулировать нефтепереработку, а не импорт нефтепродуктов",– отметил он. Кроме того, по данным источников в Кабмине, правительству удалось прекратить ввоз нефтепродуктов компанией "Ливела", которая имела право на их импорт без уплаты акциза и НДС. "С 22 ноября она уже не работает",– уточнил собеседник.

Беспошлинный ввоз топлива в Украину начался в 2005 году. Тогда Кабинет министров принял это решение для того, чтобы снизить цены на топливо на внутреннем рынке. Эта политика привела к резкому снижению объемов переработки нефти в Украине (см. график). "Введение пошлины на импорт нефтепродуктов можно рассматривать в качестве действенного инструмента формирования сбалансированной конкурентной среды,– считает пресс-секретарь "ТНК-ВР Коммерс" (владеет Лисичанским НПЗ) Дмитрий Зверев.– Это улучшит экономику, а значит, и загрузку украинских НПЗ. Соответственно, у собственников появится больше возможностей для развития НПЗ".

С решением Минтопэнерго не согласны поставщики импортного топлива. По словам директора сети АЗС компании Shell Вильяма Козика, это ставит трейдеров в самое невыгодное положение по сравнению с вертикально интегрированными компаниями. "Фактически эти условия дают им безграничные преимущества, что ставит под угрозу существование таких игроков розничного рынка, как Shell",– говорит он. По его мнению, как только будет введена импортная пошлина, местные производители повысят цены на нефтепродукты на ее размер.

Если пошлина будет введена, то большинству импортно ориентированных нефтетрейдеров придется переключиться на продажи украинских продуктов, считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. "Мощности украинских НПЗ позволяют в более чем три раза покрыть потребности Украины в нефтепродуктах, поэтому их дефицита на рынке не будет. А дополнительная загрузка НПЗ позволит снизить себестоимость производства нефтепродуктов",– отмечает он.

Комментарии
Конфереция