До конца 2010 года цены на нефтепродукты в России должны оставаться стабильными - ФАС

До конца текущего года цены на автомобильное и авиационное топливо в России должны оставаться стабильными. Реальных оснований для их повышения сегодня нет. Об этом заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, комментируя ситуацию, сложившуюся на отечественном топливном рынке.
Как он напомнил, в середине ноября ФАС направила запросы в крупнейшие нефтяные компании страны с просьбой разъяснить причины роста цен на бензин и авиакеросин. Соответствующие ответы ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром нефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК"Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Татнефть", ОАО "НК Альянс" и ОАО АНК "Башнефть" должны представить в антимонопольное ведомство в конце ноября - начале декабря. Параллельно ФАС проводит собственный анализ обоснованности повышения цен на местах.
По оценке директора по развитию и маркетингу информационно-аналитического центра "Кортес" Павла Строкова, с начала года оптовые цены на бензин марки АИ-92 выросли на 22%, АИ-95 на 19%, на летнее дизтопливо на 24% и на зимнее - на 25%. При этом розничные цены на АИ-92 увеличились на 7%,АИ-95 - на 6% и дизтопливо - на 8%. А с начала октября розничные цены, соответственно, поднялись на 1%,1% и 4%. Именно на это существенное повышение и отреагировала ФАС, заметил Вестям.Ru Строков. По его словам, таким образом, внутренние цены отреагировали на зарегистрированные за последние три месяца два раунда повышения мировых цен на нефтересурсы (в целом, до 5%). И если далее существенных изменений в мировой конъюнктуре не произойдет, очевидно, нынешние ценовые параметры сохранятся до конца 2010 года. А в 2011-м на изменении цен должно сказаться запланированное повышение акцизов на 1 рубль с каждого литра бензина, отметил представитель ИАЦ "Кортес".
По мнению аналитика банка "Открытие" Вадима Митрошина, нефтепереработчики уже сейчас начали закладывать в цены на бензин предполагаемое повышение акцизов с тем, чтобы предстоящее их увеличение с начала следующего года не оказалось слишком резким для потребителей. В частности, по Москве цены, в среднем, выросли на 1 рубль за литр. И поскольку значительную часть предполагаемого повышения нефтяные компании уже отыграли, очевидно, до конца года ценовая планка еще несколько поднимется - в пределах рубля, предположил Митрошин. Также, добавил он, на рост отечественных цен повлиял сезонный фактор и общее повышение цен на нефть на мировом рынке. Как предполагается, в следующем году мировые цены на нефть удержатся на текущих уровнях, и можно ожидать, что сходные параметры сохранятся и на цены на моторное топливо внутри России, подчеркнул аналитик банка "Открытие". При этом он не исключил, что в последующие месяцы финансовые власти страны могут поспособствовать укреплению рубля, с целью удержания инфляции, вследствие чего, в числе прочих способны снизиться и цены на топливо.
В пресс-службе ОАО "НК "Роснефть", в свою очередь, сослались на сезонный фактор, обусловленный, в том числе, переходом на производство зимнего дизтоплива. И как здесь заверили Вести.Ru, все необходимые разъяснения будут изложены в готовящемся ответе ФАС.
Впрочем, по определению Анатолия Голомолзина, из всех называемых сегодня причин на практике к увеличению цен на автомобильный бензин может привести только повышение акцизов, но это должно произойти в более отдаленной перспективе. Что же касается роста мировых цен на нефтепродукты, то здесь вступают в действие таможенные пошлины, призванные сделать менее привлекательным их экспорт из России. В связи с чем, внутренние цены на топливо, даже если они и повысились, вслед за мировыми, далее должны снизиться. И, разумеется, они также должны уменьшаться, когда на мировом рынке цены на нефтепродукты начинают падать, пояснил Голомолзин.
С учетом вышесказанного, продолжил он, зафиксировав ценовой всплеск по результатам еженедельного мониторинга топливного рынка, ФАС и обратилась с упомянутым запросом в крупнейшие нефтяные компании. Последние уже накопили немалый опыт общения с ФАС по данной проблематике. "И мы полагаем, что из содержания ответных писем компаний в антимонопольную службу будет следовать вывод о сохранении стабильных цен на топливном рынке до конца этого года", - резюмировал замруководителя ФАС.
Комментарии
Конфереция