Президент Белоруссии Александр Лукашенко решил продать НПЗ Венесуэле

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, разругавшись с Россией, решил продать свои нефтеперерабатывающие заводы Венесуэле. Российский бизнес, считают белорусские эксперты, рискует остаться ни с чем.
Белорусский вице-премьер Владимир Семашко сделал весьма недвусмысленное заявление: правительство, оказывается, ищет инвесторов для своих нефтеперерабатывающих заводов. Их в Белоруссии два. Мозырский нефтеперерабатывающий завод является белорусско-российским: доля российской стороны в его уставном фонде составляет 41,6%. Второе крупное предприятие «Нафтан» полностью принадлежит Белоруссии. Долгое время их собирались приобрести российские компании. Активы эти выглядят весьма привлекательно: глубина переработки нефти на них составляет около 90%, что гораздо выше эффективности работы российских заводов. Белоруссия до недавних пор эти активы принципиально не продавала: государство хорошо зарабатывало на перепродаже российской нефти. Она поставлялась в Белоруссию по внутрироссийским ценам и даже не облагалась экспортной пошлиной. В год на нефтеперерабатывающие предприятия в РБ поступало около 15 млн тонн российского «черного золота». 6,3 млн тонн из этого объема потребляли собственно белорусы, остальное уходило на экспорт в Западную Европу.
С 2010 года Россия стала взимать с Белоруссии экспортную пошлину на каждую тонну нефти, которая реэкспортируется на Запад. Белорусский бюджет из-за этого нововведения недосчитался около 2 млрд долларов, жаловался недавно премьер-министр страны Сергей Сидорский. Белоруссия даже обратилась в экономический суд СНГ. Тот никакого внятного решения не принял, а лишь ограничился «рекомендациями» в адрес России: она, дескать, не должна взимать экспортную пошлину с белорусских НПЗ. Кремль это предложение проигнорировал. Более того, по слухам, в следующем году Россия может принять решение о том, чтобы взимать экспортную пошлину на всю поставляемую соседям нефть, без всяких квот. В этом случае продажа собственных НПЗ — наиболее верное решение для Белоруссии.
Но Александр Лукашенко принял совсем не то решение, которого от него ждали: вместо того чтобы вести переговоры о продаже своих заводов с российскими компаниями, он начал предлагать их Венесуэле. По словам вице-премьера Семашко, потенциальный покупатель этих предприятий должен иметь «внутренние ресурсы, чтобы обеспечить загрузку предприятий». Кроме того, он должен иметь свои рынки сбыта нефтепродуктов и представить инвестиционную программу по развитию заводов «лет на десять вперед». Если эти требования будут соблюдены, Белоруссия готова продать любой пакет акций вплоть до контрольного.
По неофициальной информации, Лукашенко собрался продать свои нефтеперерабатывающие заводы венесуэльским компаниям. Об этом белорусский лидер договорился с президентом Венесуэлы Уго Чавесом во время недавнего визита того в Минск. Впервые о своих намерениях Батька рассказал еще в марте, когда летал в Каракас. В интервью аргентинской газете Diario La Nacion белорусский президент заявил, что хочет предложить венесуэльцам «самим перерабатывать нефть на белорусских НПЗ, а затем продавать бензин и другие продукты переработки в Европу». Еще год назад Белорусская нефтяная компания и компания «Петролеос де Венесуэла» подписали контракт на поставки в Белоруссию 30 млн тонн нефти в 2011–2013 годы.
Поставки эти уже ведутся. Есть только одна проблема: каждая тонна латиноамериканской нефти обходится белорусским НПЗ на 100 долларов дороже российской. Даже обложенной экспортными пошлинами. Меж тем поставки российского «черного золота» в Белоруссию в этом году упали на 43%. Политологи говорят, что столь странное с точки зрения экономики решение Лукашенко принял в связи с тем, что невероятно обиделся на Кремль. Официальная же позиция белорусского руководства такова: венесуэльская нефть хоть и дороже, зато качественнее российской, а потому ее перерабатывать выгоднее. Чавес таким положением дел доволен. И пообещал: он готов поставлять нефть в Белоруссию в таких объемах, что ее хватит белорусам на 200 лет.
Комментарии
Конфереция