Под Салаватом обнаружили аномально высокое количество разлившейся в почву нефти

История с нефтяным озером под Салаватом произвела эффект разорвавшейся бомбы. Бензин в земле. Будто бы 55 миллионов тонн. Нечто фантасмагоричекое

Почва настолько пропиталась нефтепродуктами, что грунтовые воды на участке длиной в 300 метров вышли наружу. Только вот водами назвать их сложно - резкий запах, бензиновая пленка.

Недавно прокуратура обнародовала результаты лабораторного исследования. Количество бензина до сих пор подсчитать не могут, но главное даже не это.

- Результаты анализов воды показали высокое загрязнение нефтепродуктами - 26 граммов на литр, - объясняет Раиль Халиуллин, прокурор природоохранной прокуратуры республики.

Объясним на примере: если брать литровую банку, то пленка получится толщиной в несколько миллиметров. Это очень много, но до масштабов Мексиканского залива, конечно,  далековато – там бы слой в несколько сантиметров получился. Загрязненность почвы поражает воображение не меньше: 56,8 грамма на килограмм. И это при нормативе в 0,1 грамма на кг. В 568 раз больше!

А в трех метрах от «озера» находится река Белая - оттуда жители деревень Кантюковка и Васильевка  берут воду для хозяйства. Неподалеку находится сельхоз-предприятие «Стерлитамакский» -  там сеют зерно, пшено, коров разводят…

Нефтепродукты в воде являются смесью дизельного топлива и бензина – то есть им можно найти вполне конкретное практическое применение. Неужели никому деньги не нужны?

ИСТОРИЯ ДЛИТСЯ ПОЛВЕКА

- Это длится уже лет пятьдесят, - рассказал нам председатель Союза экологов республики Александр Веселов. - Сначала на этом месте была железнодорожная станция, где стояли емкости для хранения нефтепродуктов. При авариях там происходили разливы и утечки. К тому же рядом когда-то давно работал небольшой нефтеперерабатывающий завод, который тоже внес свою лепту.

- Да, действительно, на участке между Кантюковкой и Васильевкой есть некоторое загрязнение, - сказал начальник Стерлитамакского управления Министерства природопользования и экологии РБ Азат Хайбуллин. - Специалисты еще в 50-х годах спрогнозировали, что загрязненные грунтовые воды в 90-х годах выйдут на поверхность, что и произошло. В 1995 нефтеотходы дошли до Белой.  Для этого были разработаны мероприятия по очищению выходящих грунтовых вод и недопущению попадания в Белую. С того времени там проводится мониторинг и ведутся работы, все под контролем. А с конца 90-х там стали работать организации, которые собирают эти нефтепродукты. Они подконтрольны  Росприроднадзору.

Но потом с этих частников потребовали лицензию на добычу, работать им стало невыгодно, а комфортные условия никто не создал. Дело снова встало на мертвой точке.

- Чтобы проводить исследования, необходимо бурить землю и проводить санацию почвы, на это нужны были десятки, а то и сотни миллионов рублей, - пояснил Александр Калинович. – Да и кому надо это, ведь территория между Кантюковкой и Васильевкой ничейная – многие годы она не принадлежала никакому предприятию.

В 2000-х годах снова были попытки властей спасти этот несчастный клочок земли. Поставили нефтеловушки, вырыли дамбу, чтобы отходы не попали в Белую, но этого явно недостаточно - нужны серьезные денежные вложения. К тому же на топливе-то можно заработать!

КТО ВИНОВАТ?

- Чтобы определить, кто виновен в случившемся, на целом ряде предприятий взяты пробы. Под подозрение попали паро-пропарочная станция «Аллагуват», Аллагуватская нефтебаза филиал ОАО «Башкирнефтепродукт», а также ОАО «Подземнефтегаз», ООО «Оренбурггазпром», ЛПДС «Салават» ОАО «Уралтранснефтепродукт», - рассказали «Комсомолке» в природоохранной прокуратуре.

Также в поле зрения оказались предприятия «Башнефти» и «Салаватнефтеоргсинтез». - «Башнефть» к загрязнению никакого отношения не имеет, - сообщили «КП» в пресс-службе предприятия.

 А вот в «Салаватнефтеоргсинтезе» от комментариев отказались.

Проверка еще не закончена,  вскоре должны возбудить дело об административном правонарушении. Нарушителям грозит штраф до миллиона рублей. Кроме того, виновных обяжут ликвидировать «бензинохранилище».

Но если окажется, что «виновного» предприятия уже не существует, то и убирать бензин будет некому?

Кстати, «КП» стало известно о том, что подобных загрязнений в республике несколько, мы обязательно продолжим эту тему в ближайших номерах.

ЗВОНОК В АДМИНИСТРАЦИЮ РАЙОНА

«Вода нормальная!»

- В первый раз мы узнали об этом в марте 2007 года, - рассказал «КП» начальник отдела мобилизационной подготовки и ГО ЧС администрации Стерлитамакского района  Азат Ахатов. -

- Вообще сбор там всегда производился, как только нефтепродукты стали выходить на поверхность. Если они и попали в землю, то только их самая малая часть. Большого загрязнения там нет. Вода тоже не загрязнена. Рядом там находятся озера - так я сам в них купался и ничего, вода нормальная!

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

Олег Агапов, невролог:

- Все продукты нефти и нефтепереработки относятся к канцерогенам - провоцируют рак. Также вещества могут вызвать отравления. Страдает и нервная система. Недаром же на всех предприятиях нефтехимии выдают спецодежду и респираторы.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Подземные воды будут восстанавливаться десятки лет

- Почва после такого загрязнения восстанавливается порядка пяти лет, - объяснил Александр Веселов. – А подземные воды и того больше – несколько десятков лет. Если, не дай бог, они попадут в питьевую воду, то пить ее будет нельзя. В реку нефтепродукты уже, скорее всего, просочились, нужно проводить исследование, чтобы это выяснить. Часть нефтепродуктов сразу же растворяется в воде, и очистить воду от них уже потом невозможно.

Нефтяное озеро отравляет жизнь сельхозработникам из сельхозпредприятия «Стерлитамакский».

- Конечно, нам бы хотелось, чтобы все поскорее очистили, - вздыхает Гали Шагиев, директор  предприятия. – Мы ведь хлеб, молоко и мясо производим. И не знаем, какого качества.

Комментарии
Конфереция