«Роснефть» купит доли PdVSA в сети немецких НПЗ Ruhr Oel, а ТНК-ВР - венесуэльские активы ВР

Десять соглашений и контрактов — таков итог девятого визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Россию. Крупнейшие из них: покупка «Роснефтью» доли PdVSA в сети немецких НПЗ Ruhr Oel за $1,6 млрд и меморандум о покупке ТНК-ВР венесуэльских активов ВР.

Венесуэльский лидер прилетел в Москву еще в четверг, но официальная часть была назначена на пятницу: Чавес прокатился по Москве на красной Lada Priora, заложил первый камень в основание памятника своему кумиру Симону Боливару и провел переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным. Последнего он поблагодарил за развитие сотрудничества двух стран: «Я не устаю говорить, что все развитие началось благодаря твоей воле. Впереди много еще нужно сделать — и сегодня мы открыли новые возможности». Медведеву венесуэльский лидер преподнес подарки: банановое варенье, пачку какао и три плитки шоколада — по мнению Чавеса, лучшего в мире. Президенту также был обещан и первый баррель нефти, который будет добыт на месторождении «Хунин» (проект разрабатывается PdVSA с пятью российскими компаниями). Потом в присутствии президентов было подписано 10 соглашений, два из которых касались нефтяной отрасли.

Новый масштаб ТНК-ВР

Центральное соглашение встречи — меморандум о поддержке приобретения ТНК-ВР венесуэльских активов британской ВР. О предварительном согласии властей республики на эту сделку еще в июле заявлял совладелец российско-британского холдинга Виктор Вексельберг. Комментировать детали сделки стороны отказались.

В Венесуэле ВР владеет долями в трех проектах: Petromonagas (16,66%), Petroperija (40%) и Boqueron (26,6%) — все они контролируются PdVSA. Суммарная добыча проектов — 1,25 млн т в год. Аналитик Банка Москвы Денис Борисов оценивает долю ВР в $800-900 млн.

Для ТНК-ВР главная цель сделки — выход на международный рынок, считает аналитик «ВТБ капитала» Лев Сныков. Сейчас у ТНК-BP почти нет зарубежных проектов. Кроме активов на Украине (Лисичанский НПЗ и сеть АЗС) у нее есть соглашение с PdVSA о совместном исследовании блока «Аякучо-2» и доля в консорциуме, который будет разрабатывать «Хунин-6».

Услуга «Роснефти»

Перед «Роснефтью» стоит задача быть уже не просто нефтяной компанией, а энергокомпанией мирового масштаба, говорил в июне вице-премьер и председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин. Чавес ускорил решение этой задачи: PdVSA продала «Роснефти» 50% в компании Ruhr Oel GmbH, владеющей долями в пяти немецких НПЗ. Соглашение о продаже актива компании подписали в пятницу. Сумма сделки — $1,6 млрд (без учета запасов и дебиторской задолженности, которые оценят на момент завершения сделки), сообщила «Роснефть».

Мощность переработки Ruhr Oel — 23,2 млн т в год, это 20% немецкого рынка. Приобретение заводов увеличит перерабатывающие мощности «Роснефти» на 11,6 млн т (по доле участия в заводах) и позволит компании увеличить отношение переработки к добыче, говорит Борисов. Сейчас у компании этот показатель — 44%, ниже, чем у конкурентов — «Лукойла» и «Газпром нефти» (62 и около 70% соответственно). Покупка даст и синергетический эффект, подчеркивает Борисов, ведь на заводы можно будет поставлять российскую нефть: НПЗ Gelsenkirchen получают нефть по трубе из немецкого порта Wilhelmshaven (куда идет нефть из Приморска), Schwedt — по «Дружбе», Miro — по трубе от портов Средиземноморья и Балтики.

Переговоры шли тяжело, но сумма сделки рыночная, считает Сечин. Тонна установленной мощности обойдется компании примерно в $140, подсчитал Борисов. Это хорошая цена, считает аналитик, — тот же «Лукойл» приобретал доли в итальянском ISAB и голландском TRN летом 2008 и 2009 гг. по $230 и $260 за 1 т соответственно, башкирские заводы «Системы» рынок оценивает примерно в $100-110 за 1 т.

Партнером «Роснефти» в Германии станет ВР (владеет остальными 50% Ruhr Oel). Продавать долю британская компания не планирует. «Мы приветствуем “Роснефть” в качестве нашего будущего партнера. Сделка поможет “Роснефти” получить доступ к высокотехнологичной переработке и приобрести опыт на крупнейшем в Европе рынке нефтепродуктов», — заявил «Ведомостям» глава ВР в России Джереми Хак.

У ВР было преимущественное право выкупа доли PdVSA в Ruhr Oel, но компания отказалась от него, сообщил представитель ВР в России Владимир Буянов. В обмен компания получит право совместно с «Роснефтью» разрабатывать арктический шельф, говорят источники, близкие к обеим компаниям. На днях компания получила без конкурса участки на шельфах Баренцева и Карского морей.

Главный риск сделки — упавшая маржа европейской переработки (с $5-7 за баррель в середине 2008 г. до $0-2 сейчас), отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин: за 2009-2010 гг. на продажу в Европе было выставлено свыше 10 НПЗ, ни один из которых не был продан. Так что покупкой доли в Ruhr Oel «Роснефть» оказала PdVSA услугу и теперь может рассчитывать на ответную — например, на новый проект в Венесуэле, резюмирует аналитик.

Комментарии
Конфереция