В России через АЗС реализуется до 30% некачественного бензина

"Заправил машину (мотоцикл) горючим на АЗС известного бренда, а она перестала ехать, "попал" на замену свечей и на промывку топливной системы, доколе!" - такие звонки читателей "Финансовых Известий" раздаются в редакции с должной регулярностью. Стоит отметить: ситуация лучше той, что была несколько лет назад, нам еще никто не пожаловался, что результатом заправки стала замена или переборка двигателя, как это случалось тогда. Однако до идеала на российском рынке моторного топлива пока далеко, как до звезд, поэтому мы решили выяснить - какова на сегодня вероятность заправиться суррогатом. И, оказалось, что она по-прежнему весьма высока. Причем поддельный бензин - только часть проблемы. Например, про проблему грязных старых резервуаров "Made in USSR" на современных российских АЗС вообще никто никогда не говорит...
Специфика розничного рынка моторного топлива такова, что оптовые цены вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) на бензин для "своих" АЗС и для независимых, естественно, разнятся. Таким образом, розничная цена на заправках крупных НК по идее ниже, нежели на станциях независимых игроков. И чтобы хоть как-то конкурировать на этом рынке, некоторые владельцы АЗС закупают на НПЗ так называемый дешевый "прямогонный" бензин, который используется только в химической промышленности и не для чего другого не пригоден. Бизнесмены увеличивают октановое число добавлением различного рода присадок и продают такой "бензин" на своих АЗС, некоторые из которых к тому же порой выкрашены под логотипы крупных НК. Соответственно после применения такого топлива у автолюбителей летят двигатели, и они сто раз подумают, будут ли заправляться в следующий раз на заправке данного бренда.
По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, в нашей стране практически отсутствует контроль бензина на АЗС. "Качество контролируется на крупных заводах и к ним претензий нет", - отмечает эксперт. Однако те же заводы выпускают большое количество прямогонного бензина для нефтехимии и бензина АИ-80, потребность в котором куда ниже, чем его производство. А где и в каком виде "оседает" все это - несложно догадаться. К тому же в нашей стране есть масса теневых мини-НПЗ - так называемых самоваров, которые выпускают низкокачественное топливо с октановым числом не более 80. Такие заводы нередко работают по "серым" схемам и могут перерабатывать ворованное сырье и реализовать низкокачественное топливо под видом 92-го бензина.
Сколько же их - сказать сложно. В первую очередь из-за того, что у многих попросту нет в наличии разрешительной документации - лицензии, прочих разрешений. Потому как качество продукции, выпускаемой на мини-НПЗ, часто не соответствует ГОСТам. По неофициальной информации, в России через АЗС реализуется до 30% некачественного топлива. По словам Евгения Аркуши, это лишь примерные цифры, а чтобы провести анализ ситуации, необходимо создать систему контроля качества на АЗС.
Кстати, сегодня наметилась тенденция ухода крупных компаний от джобберских схем. Так несколько лет назад около 40 АЗС имели право на "раскраску" "ЛУКОЙЛа" по схеме франчайзинга. Но из-за огромного числа жалоб на качество топлива, которые приходились именно на джобберские АЗС, которые закупали топливо непонятно где, ВИНК решила отойди от такого рода работы.
"Роснефть" сегодня продолжает проводить оптимизацию своей сбытовой сети, которая заключается в выводе из состава компании низкоэффективных АЗС и нефтебаз, приобретении и строительстве высокоэффективных станций, а также в реконструкции и ребрендинге имеющихся АЗС. В течение года были проданы, ликвидированы или законсервированы 34 АЗС. Построены 25 станций и реконструированы 83. К концу года в новом корпоративном стиле было оформлено 695 станций.
Но оформление как раз меньше всего сказывается на качестве горючего. Как отмечают в нефтяных компаниях, при приобретении той или иной АЗС не всегда происходит замена резервуаров, в которых содержалось топливо. "Все зависит от состояния приобретаемых АЗС", - говорят нефтяники. А ведь в этих резервуарах могут находится остатки "паленого" топлива, а также прочие вредные для двигателей примеси. То есть бензин может прийти с завода качественный. А в гнилых и грязных баках он мгновенно превратится в опасную бодягу.
По словам аналитиков, безусловно, контроль за качеством бензина на заправках нужно ужесточать, особенно на фоне попыток модернизировать перерабатывающие мощности в России и перейти на более высокие стандарты топлива: на Евро-4 с 2014 г. "Если государство всерьез намерено улучшать качество топлива по примеру развитых стран для уменьшения вреда экологии и др., то одновременное развитие контроля за заправками становится насущной необходимостью. В противном случае эффект от модернизации будет минимальным", - говорит старший аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин.
Сегодня потребителю сложно обезопасить себя от суррогатного нефтепродукта. В его арсенале есть только выбор заправляться на проверенных "точках" и у крупных нефтяников, для которых важен бренд и нет явной необходимости в обмане, не покупать бензин по слишком заниженным ценам и игнорировать те "новые" заправки, которые стоят на местах АЗС советского времени.
Плюс нужно понимать, что если бензин продается по цене существенно ниже, чем среднее по отрасли, то вполне возможно, что полученное с помощью врезки в магистральный нефтепровод сырье могло быть переработано на так называемом самоваре. За всем государству уследить тоже нельзя, и необходимо, чтобы потребитель был бдителен и подходил к выбору заправок с умом. Но ввести серьезный контроль за АЗС правительству придется.
Комментарии
Конфереция