Напомним, что в 2008 году на основании материалов, поступивших из Правительства РФ и Администрации Президента, а также данных еженедельного мониторинга розничных и оптовых цен на нефтепродукты, проводимого территориальными управлениями ФАС России, были возбуждены дела в отношении ряда вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), в том числе в отношении группы лиц ОАО «Лукойл».
27 октября 2008 года ФАС России признала ОАО «Лукойл» и входящих с ним в одну группу лиц ООО «Лукойл-ВНП», ООО «Лукойл-УНП», ООО «Лукойл-ПНОС», ООО «Лукойл-ННОС» нарушившими статью 10 закона о защите конкуренции (запрет на злоупотребление доминирующим положением) путем установления, поддержания монопольно высоких оптовых цен на нефтепродукты в Российской Федерации.
ОАО «Лукойл» было выдано предписание о прекращении нарушений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Компания обратилась в суд с исками о признании незаконности этого решения. Иски ОАО «Лукойл» и его 4 дочерних обществ рассматривались судами отдельно, при этом рассмотрение иска «дочек» было отложено до принятия решения по иску головной компании.
В июне 2009 года Арбитражный суд г. Москвы подтвердил законность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «Лукойл», а 28 декабря 2009 года при рассмотрении дела в апелляционной инстанции компания отозвала свои исковые требования.
После этого Арбитражный суд г. Москвы вернулся к рассмотрению исков ОАО «Лукойл» - ООО «Лукойл-УНП», ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» и в итоге согласился с выводами ФАС России.
Решение апелляционного суда означает, что решение ФАС России в отношении дочерних компаний вступает в законную силу, также как и ранее в отношении головной компании ОАО «Лукойл».