На СПбМТСБ запустили поставочный фьючерс на дизельное топливо и бензин марки Аи-92

На российском рынке появился новый финансовый инструмент — поставочный фьючерс на дизельное топливо и бензин марки Аи-92 на базе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Срочный рынок поможет в формировании ценового индикатора на нефтепродукты, однако этот проект будет иметь успех, если удастся привлечь достаточное количество участников.
СПбМТСБ начала регулярные торги поставочными фьючерсными контрактами на летнее дизельное топливо и автомобильный бензин Аи-92, сообщила вчера пресс-служба компании. Пункты отгрузки товара — НПЗ, расположенные в Москве, Нижнем Новгороде, Рязани, Ярослав­ле и Самаре. Цена контрактов будет привязана к железнодорожной станции Владимир, а поставка товара будет осуществляться с перерасчетом цены к базису реальной отгрузки с учетом транспортных издержек.
За два года развития биржевой торговли нефтепродуктами объем продаж достиг более 10% от всего внутреннего потребления. На бирже работают все ВИНК. Источник в отрасли сообщил, что всех опередил «Сургутнефтегаз». Сегодня компания продает на СПбМТСБ около 50% внутреннего объема нефтепродуктов. Эту информацию подтвердили на самой бирже.
Вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко уверен, что участники рынка проявят интерес к новому инструменту, а ликвидность на рынке будет обеспечена. В ТНК-ВР говорят, что компания заинтересована участвовать в новых проектах на СПбМТСБ, в частности поставочных фьючерсах на дизтопливо и бензин. «Новые механизмы приведут к развитию биржевой торговли нефтепродуктами и в конечном итоге повысят ликвидность рынка», — сказал представитель компании. «Для компании «Роснефть» биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами всегда имела большое значение, так как именно открытые торги формируют правильную цену. Поэтому будем поддерживать это проект СПбМТСБ», — заявил пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов.
Преимущества поставочного фьючерса в том, что покупатели и производители топлива могут планировать свою финансовую и производственную деятельность, а также хеджировать свои риски в случае изменения цены на товар в невыгодную для них сторону, пояснил г-н Темниченко. Поставочный контракт сложнее технологиче­ски, чем расчетный, ведь он предполагает «хвост» в виде периода исполнения — поставки товара покупателю. «Поэтому здесь возникает стык между биржевой торговлей и рынком реальных сделок», — добавляет он.
Сейчас на рынке действует несколько биржевых площадок. Весной 2008 года торговать неф­тепродуктами начала СПбМТСБ. До сих пор биржа оперировала только спотовыми контрактами на нефтепродукты. Тем не менее в России было несколько проектов по созданию товарных деривативов. В 2007 году фондовая биржа РТС запустила торговлю фьючерсами на дизельное топливо с реальной поставкой. Проект этот не удался. В апреле 2010 года РТС и биржа «Санкт-Петербург» начали торговать расчетными фьючерсами на дизельное топливо с ценой исполнения по индексу «КОРТЕС-Газойль».
Директор по развитию и маркетингу центра ИАЦ «Кортес» Павел Строков поясняет, что три года назад торги поставочными контрактами на РТС столкнулись с отсутствием ликвидности. На тот момент знания участников рынка нефтепродуктов о хеджировании или фьючерсах были минимальны, в настоящее время есть понимание, зачем нужно работать с такими инструментами. По его словам, сейчас создана благоприятная ситуация для того, чтобы развивать дериватиры. «Если СПбМТСБ удастся обеспечить ликвидность рынка, успех поставочных фьючерсов будет обеспечен», — говорит г-н Строков. Кроме того, по словам Михаила Темниченко, во многих странах ценовой индикатор на нефтепродукты считается именно по срочному рынку.
Комментарии
Конфереция