Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС) Сергей ВЯЛЫХ считает, что если продавец топлива предоставляет объективные факторы повышения цен, антимонопольный орган вмешиваться не должен. О ситуации на местном топливном рынке рассказал Сергей Васильевич:
- На розничном рынке нефтепродуктов Приморского края присутствуют два хозяйствующих субъекта, которые занимают доминирующее положение на местном рынке и, по сути, определяют ценовую политику. Это ОАО «Приморнефтепродукт» и ОАО «Роснефть-Востокнефтепродукт», сбытовые «дочки» соответственно НК «Альянс» и НК «Роснефть». Ряд мелких игроков, так называемых независимых операторов, по большому счету, не определяет погоду на рынке в целом. Естественно, что наше управление обращает самое пристальное внимание на контроль над двумя основными игроками, включенными в реестр монополистов.
В работе с доминирующими компаниями есть одно непременное условие, которое они обязались выполнять, - предоставлять в УФАС в течение месяца информацию о ценообразовании. Кроме того, в случае если компания собирается поднять цены на свою продукцию, в данном случае на топливо, более чем на 5%, она обязана с нами это согласовать и предоставить свое обоснование. Обычно первым с таким обоснованием к нам обращается «Приморнефтепродукт», за которым в скором времени следует и «Роснефть-Востокнефтепродукт».
Теперь главный элемент нашей работы - разобраться, насколько обоснованны расчеты операторов. Обоснованны - значит, положение дел носит объективный характер, необоснованны - значит, в расчет берутся субъективные факторы. Сразу же скажу, что в последние годы участники местного рынка всегда опираются в своих расчетах на объективные показатели. Показывают, что происходит на оптовом рынке и как это сказывается на их рентабельности. Казалось бы, что при росте цен на оптовом рынке, к примеру, скажем, на 2 руб. в пересчете на один литр бензина розничный оператор должен поднять стоимость этого вида топлива на своих АЗС, как минимум, на те же 2 руб. Как показывает практика, наши компании таких резких скачков не делают. Повышают, допустим, на 50 коп. А значит, начинают работать с меньшей рентабельностью, посягая на часть своей маржи. УФАС в свою очередь все представленные расчеты перепроверяет по всем доступным источникам, в том числе задействуем власть. Смотрим, какие цены на тот момент у производителей топлива, какова транспортная составляющая, наличие технологической инфраструктуры (нефтехранилищ) и т.д. Оцениваем рынок, можно сказать.
Отмечу еще один момент. Сегодня у антимонопольного органа есть весьма жесткий по своим последствиям метод наказания компаний при выявлении необоснованного повышения цен - штраф в размере процента от объема выручки за рассматриваемый период. Поверьте, это очень суровое наказание и вы в своей работе стараемся не прибегать к столь резким мерам. Необходимо понимать, что изъятие крупных сумм у любого, даже сверхэффективного предприятия способно нанести ему серьезный урон, вплоть до возникновения угрозы банкротства. Рычаги нам даны грозные, но кому будет легче от их применения, вот в чем вопрос. Поэтому принцип взят на вооружение очень простой: не навредить.
- Ваш прогноз на развитие ситуации на розничном рынке нефтепродуктов в ближайшей перспективе?
- Оптимистический - резкого скачка цен на топливо не будет до конца года. Пессимистический - резкого скачка цен не будет в ближайшие два месяца.
Комментарии