Инфляция и рост налогов обещают дальнейшее системное повышение стоимости топлива

К началу осени цены на бензин в Петербурге выросли в среднем на 1,5 рубля за литр. Инфляция и рост налогов обещают дальнейшее повышение стоимости топлива.

Мировые цены на нефть с января почти не изменились, но к ценникам на городских АЗС это имеет лишь отдаленное отношение. Доля самой нефти в цене бензина ничтожна. Основная нагрузка приходится на отчисления государству.  Поскольку из–за спада экономики кроме как у нефтяников чиновникам брать деньги негде, ждать, что скрытые налоги на автомобилистов хотя бы не будут расти, не приходится.

Уже в январе 2011 г. ожидается повышение акцизов на бензин. Но как это повлияет на цены на АЗС, пока не очень понятно. Масштабы повышения акцизов обсуждались на заседании правительства РФ в июле. По сообщениям СМИ, тогда было решено повышать акцизы таким образом, чтобы в 2011 г. подорожание составило 2 рубля за литр, а в 2012 г. — еще 1 рубль.

Наученные горьким опытом общения с Федеральной антимонопольной службой, нефтяники отказываются давать какие–либо ценовые прогнозы. Николай Манвелов, представитель ОАО "Роснефть", коротко отметил, что цены будут зависеть от рыночной ситуации, а пресс–секретарь "ТНК–ВР" Николай Горелов более прямо заявил, что не будет говорить на эту тему. В ОАО "Газпром нефть" просто отказались общаться по телефону. Представитель ОАО "ЛУКОЙЛ" Владимир Семаков поделился своими наблюдениями: в течение 2010 г. цены на бензин росли в полном соответствии с динамикой инфляции. "Мы не ждем потрясений на рынке до конца года", — резюмировал он.

Олег Ашихмин,  президент Нефтяного клуба Петербурга, напоминает об еще одном факторе, который повлияет в ближайшее время на цены. В следующем году ожидается введение стандарта "Евро–4", обязательного для всех производителей бензина. Это значит, что российским нефтеперерабатывающим заводам предстоят многомиллиардные инвестиции в модернизацию. А это так же неизбежно увеличит нагрузку на покупателей бензина.

Все лето интернет–общественность обсуждает инициативу чиновников по включению в цену бензина транспортного налога. Методика пересчета лошадиных сил в двигателях автомобилей в литры бензина пока не ясна. Оптимисты ждут роста цен на 0,5 рубля за 1 л, пессимисты — на 1,5 рубля.

Однако, как говорят эксперты петербургского топливного рынка, прежде чем включать налоги в цену бензина, государству сперва необходимо искоренить серый рынок топлива. Это особо актуально для Петербурга как крупного транспортного узла. Дело в том, что десятки тысяч проходящих через город грузовиков предпочитают заправляться не на обычных заправках, а у неофициальных заправщиков. Их всех объединяет одно — никаких налогов и акцизов они не платят.

По подсчетам Нефтяного клуба Петербурга, в летний сезон месячный оборот серого рынка топлива достигает $300 млн против выручки $1,2 млрд у официальных заправщиков. Такие потери неизбежно сказываются на финансах нефтетрейдеров, и компенсируют они их за счет наценки на высокооктановые бензины.

Эксперты информационно–аналитического центра "Кортес" видят предпосылки для снижения цен на бензин уже в сентябре. Первый их довод таков: заканчивается сельскохозяйственный сезон, а значит, спрос на топливо падает. Во–вторых, экспортная пошлина на светлые нефтепродукты с 1 сентября повысилась на $6,5 за 1 т, до $196,5, а значит, у НПЗ больше резонов отправлять дополнительные объемы бензина на внутренний рынок. И главное, говорят в "Кортесе", — цена на нефть с поставкой в сентябре уже упала в России в среднем на 800 рублей за 1 т.

Агентство "ОйлКапитал" также заметило падение цен на оптовом рынке с начала сентября: все виды бензина подешевели в среднем на 0,16%. А на рынках Петербурга и Ленобласти оптовая цена АИ–95 падала на 700 рублей за 1 т из–за повышения объемов продаж Киришским НПЗ.

Но все эти события слишком малозначительны, чтобы покупатели бензина почувствовали снижение цен.

Комментарии
Конфереция