Какой должна быть розничная цена на бензин?

Бензин в России должен стоить не более 17-18 рублей за литр, считает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. И ориентироваться его цена должна на доходы граждан. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, напротив, не видит большой беды в росте цен на автотопливо. Главное, чтобы деньги шли на обустройство дорог.
В российской цене бензина, по данным Российского топливного союза, 60% приходится на налоги (НДПИ, акциз), 4% - на стоимость нефти, 13% - на наценку НПЗ, 7% - на транспортировку, 16% - на наценку АЗС.
По данным государственной энергетической статистики США, цена нефти составляет в стоимости литра американского бензина около 50%. На госналог приходится 20%. Еще 20% добавляет стоимость переработки нефти. 10% - маркетинг и транспортировка.

Росстат на этой неделе обнаружил подорожание бензина в 18 регионах. Больше всего цены поднялись в Сыктывкаре - на 1,7 процента. В целом по стране автотопливо прибавило на ценниках немного - 0,1 процента. Ведь в 59 регионах цены остались без изменений.
Однако по сравнению с декабрем прошлого года подорожание составило уже 3,7 процента. О том, что бензин в России дорогой и растет в цене, когда нефть дешевеет, говорят много и часто. Недавно на встрече строителей дороги Чита-Хабаровск с премьер-министром Владимиром Путиным бензиновые цены опять оказались в центре внимания. Глава правительства согласился, что в нашей стране они очень высокие. "Мы пытаемся бороться с этим. Проверяем. По расчетам, вроде бы, все правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчеты", - заявил премьер.
В Федеральной антимонопольной службе тоже считают, что и оптовые, и розничные цены на бензин завышены, даже рассчитали на сколько - на 15-20 процентов. ФАС, как известно, разработала формулу бензиновых цен. По ней оптовая стоимость топлива базируется на мировых ценах, из которых вычитают экспортную пошлину и расходы на транспортировку. Для конкретного нефтеперерабатывающего завода учитывают котировки на ближайшей к нему торговой международной площадке. Полученная цена переводится в рубли по текущему курсу. Плюс стоимость транспортировки по России, акциз и НДС. Отклонение от расчетной цены допускается в пределах 1-2 процентов. Бизнес, правда, хочет внести в эту формулу коррективы. И предлагает просто учитывать среднюю мировую цену, разрешив отклонение от 10 до 20 процентов.
"РГ" решила узнать у своих экспертов, какая формула для расчета цены бензина наиболее оптимальная. Мнения разделились… Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:
- Я давно уже говорил, что наши цены на бензин несправедливые. По моему мнению, средняя цена на бензин в России должна быть 17-18 рублей за литр (сейчас - 22,2 рубля).
Что же касается формулы, то она, естественно, нужна. Но предложения ФАС и минэнерго вызывают у меня сомнения. И главная проблема в том, что формулу стараются привязать к мировой цене на нефть. На мой взгляд, она должна основываться на минимальной или средней заработной плате. Можно еще привязать ее, например, к цене на килограмм хлеба. То есть нужно рассчитывать формулу, исходя из реальных доходов нашего населения.
В мире есть немало стран, где цены на моторное топливо действительно смешные. Например, в Венесуэле бензин стоит в переводе на наши деньги около 3 рублей за литр. Только Европа и Украина имеют цены на бензин выше, чем в России. Все остальные граждане покупают автомобильное топливо за копейки, в том числе и США.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
- Что такое бензин? Это результат переработки нефтепродуктов. Поэтому, чтобы мы пришли к цене бензина, необходимо вычислить себестоимость этого продукта. А для того, чтобы определить правильную цену нефти, нужно подсчитать все издержки нефтяников. А они формируются, исходя из цены нефти за пределами России.
Таким образом, не обращать внимания на экспортную цену при установлении стоимости бензина нельзя. А если привязываться к доходам граждан, то получается, что нефтяные компании будут входить уже не в частный сектор, а в государственный. А это неправильно. Я считаю, что все проблемы у нас в отсутствии конкуренции. Смотрите сами, нефть падает, а цены у всех компаний растут или не изменяются, не зависимо от того, вкладывают они деньги в развитие или нет.
А цены на бензин все равно будут расти, поскольку минфин предлагает повысить акцизы на автотопливо. Впрочем, в этом нет ничего страшного. В Италии, например, литр бензина стоит 1 евро 25 центов. Это почти 50 рублей, то есть в два раза больше, чем у нас. Люди тем самым стараются переходить на более экономные транспортные средства. Там большое количество малолитражек, скутеров и так далее. Формируется другой тип поведения потребителей. И, на мой взгляд, это правильно и, с точки зрения экологии, и самого государства. Правда, при условии, если деньги от акцизов на бензин идут на правильные цели. Строятся новые дороги, заводы по производству экологических автомобилей и так далее.
Комментарии
Конфереция