Оборот «левого» бензина в Петербурге составляет 20 тыс. тонн в месяц

Уже каждый пятый литр бензина в Петербурге и Ленобласти продается на нелегальный заправках. Владельцы АЗС утверждают, что, если бы не было оттока клиентов, стоимость бензина и дизеля на их станциях была бы ниже на 50-60 копеек.
По оценке экспертов, оборот серого рынка топлива в Петербурге и Ленобласти составляет 20 тыс. т топлива в месяц. В денежном эквиваленте через этот рынок проходит 6 млрд рублей в год.
Годовой оборот официальных заправщиков Петербурга и области составляет примерно 30 млрд рублей в год. Разница в стоимости топлива на серой и официальной заправке - 1,5-2 рубля. Если идея отмены транспортного налога и включение его в стоимость топлива будет воплощена в жизнь, этот разрыв еще увеличится.
По словам президента Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, из-за снижения объемов реализации у официальных заправщиков себестоимость отпуска 1 л повысилась. Участники рынка подтверждают, что, если бы не было оттока клиентов, стоимость бензина и дизеля на АЗС была бы ниже на 50-60 копеек.
По словам директора по развитию и маркетингу информационно-аналитического центра "Кортес" Павла Строкова, можно только посочувствовать тем автомобилистам, которые заправляются на нелегальных точках.
"Сейчас выпускаются автомобили с высокими требованиями к качеству топлива. Те, кто заправляется из бочек, рискуют своей машиной", - предупреждает он.
Однако не все перевозчики согласны со столь категоричным заявлением. Генеральный директор таксомоторной компании "Такси Автолига" Андрей Белов говорит, что качество топлива в крупных сетях автозаправочных станций оставляет желать лучшего.
"Кроме того, там бензин постоянно недоливают. Мы сами не покупаем топливо с бензовозов, но я разговаривал с представителями других таксомоторных компаний, утверждающими, что по качеству топлива между цистерной и сетью нет никакой разницы", - говорит он.
По словам Андрея Белова, часто топливо из цистерны даже лучше, поскольку маленький частник заинтересован в том, чтобы клиенты вернулись, а крупным сетям все равно: они большие и совершенно спокойно могут продавать некачественные продукты, так как альтернативы им практически нет.
Аналитики винят в оттоке корпоративных клиентов недобросовестных водителей, которые, приезжая на легальную АЗС, собирают чеки, а сами едут заправляться с бензовоза. "Некоторые транспортные компании закупают топливо оптом у нефтеперерабатывающих заводов, ставят у себя заправки для своих автомобилей. Но при этом они часто продают это топливо и другим компаниям", - рассказывает Олег Ашихмин.
Как утверждает Олег Ашихмин, в Петербурге и области нет единой системы управления нелегальным рынком.
"У нас действуют местные умельцы. А продают они либо ворованный бензин, либо сами производят его из газового конденсата или нефти на нефтеперерабатывающих мини-заводах, либо просто покупают на этих мини-НПЗ", - говорит он. Чаще всего такие НПЗ обладают всеми сертификатами, но из-за желания сэкономить производители закупают некачественное сырье. На выходе вместо 95-го получается, например, 92-й бензин. Чтобы увеличить октановое число, они добавляют запрещенные металлосодержащие присадки.
Стоимость мини-НПЗ начинается от 15 млн рублей.
Кстати: в 2009 году в России в топливной сфере было совершено около 11 тыс. преступлений, в основном касающихся врезки в магистральную трубу. Одним из основных регионов врезок называют Кавказ.
По данным отечественных СМИ, в прошлом году в России было украдено 10 млн т топлива. Начиная с 1990-х годов основными очагами врезок в магистральные нефтепроводы являлись Дагестан и Чеченская Республика.
К примеру, в конце 1998 года в Чечне добыча и транспортировка нефти от скважин к нефтеперерабатывающему заводу была полностью остановлена из-за хищений, которые за весь 1998 год составили примерно 700 тыс. т.
В нефтепроводе от нефтяной базы до грозненского НПЗ длиной 1850 м было сделано более 300 врезок. Иными словами, примерно каждые 10 м в трубе была врезка.
Комментарии
Конфереция